Арктика стала «ядовитой бомбой»: как таяние льдов ведет к выбросу токсичных отложений
Заявления о негативном влиянии глобального потепления на Арктику звучат уже не первый год. Помимо пагубного воздействия на окружающую среду региона, таяние льдов ведет к выбросу скопившихся в них веществ. В частности, на Аляске наблюдается высвобождение ртути. О влиянии таких токсичных отложений сообщает ABC News.
Чем грозит ртуть из Арктики
Хотя в настоящее время ртуть, высвобожденная из тающего пермафроста, не представляет немедленной угрозы для здоровья, в перспективе ожидается усиление ее влияния. Для человека возникает риск увеличения потребления ртути из-за ее накопления в пищевой цепочке.
О проблеме таяния арктических льдов рассказала команда исследователей из Университета Южной Калифорнии. Ртуть в регионе появляется как результат естественного атмосферного круговорота, при котором загрязнители перемещаются к высоким широтам. Она поглощается растениями, переходя в почву после их смерти, приводят журналисты pronedra.ru объяснения специалистов. Со временем ртуть накапливается в мерзлоте, где сохраняется в замороженном состоянии.
С потеплением климата, которое происходит в Арктике в 4 раза быстрее, чем в среднем по планете, таяние мерзлоты становится всё более частым явлением. Это приводит к высвобождению ртути, которая ранее была заключена в осадках под вечной мерзлотой на протяжении тысячелетий. В результате ртуть, освободившаяся из тающего пермафроста, теперь высвобождается, что может иметь серьёзные экологические последствия в будущем.
По словам профессора Джоша Уэста, «может существовать гигантская ртутная бомба в Арктике, ожидающая своего взрыва». В результате этого может возникнуть серьёзная угроза для более чем 5 млн человек, проживающих в Арктике, и более 3 млн жителей регионов, где пермафрост может полностью исчезнуть к середине века.
Таяние льдов влияет на всех
Исследование также подчеркивает минимальные риски попадания в организм ртути через питьевую воду. Однако многие потребляют этот металл с пищей в разных дозах. Важным аспектом является то, что эродированные осадки часто вновь осаждаются дальше по течению реки, что усложняет оценку масштабов загрязнения.
Новая методика, использованная в исследовании, предлагает улучшенный метод измерения количества ртути, высвобождаемой из пермафроста, и оценки общего объема ртути, ожидающей высвобождения. В отличие от предыдущих методов, основанных на анализе лишь верхних слоёв почвы, исследование проанализировало ртуть в осадках на берегах рек и в песчаных отмелях, что позволило получить более достоверные данные.
В ходе исследования также было установлено, что осадки с мелкими частицами содержат больше ртути по сравнению с грубозернистыми. Это свидетельствует о том, что тип и уровень риска зависит от почвы.
«Учитывая все эти факторы, можно уточнить оценки общего объема ртути, который может быть высвобожден в процессе дальнейшего таяния пермафроста в ближайшие десятилетия», — отмечает Исабель Смит, кандидат наук в USC Дорнсайфе и соавтор исследования.