Без сна и еды: история создания Седьмой симфонии Шостаковича
Седьмая симфония композитора Дмитрия Шостаковича, которую с подачи Анны Ахматовой еще называют «Ленинградской симфонией» — это шедевральное, грандиозное произведение, которое создано с огромной силой души и таланта в переломное военное время. В этой симфонии воспета одиозная непобедимость и храбрость русского человека на кровавом поле боя, непобедимость нашего славного народа, великий и вечный его подвиг и победа добра над злом.
В седьмой симфонии Шостаковича заложена вся хроника военных лет, история, которая не будет забыта, пока звучит этот музыкальный шедевр. Как же рождалась эта грандиозная и масштабная композиция, которая будто дала крылья блокадному Ленинграду, и не дала стать на колени всему Советскому Союзу?
История создания Седьмой симфонии Шостаковича
Являясь человеком очень тонкой и чувствительной души, Дмитрий Шостакович будто предчувствовал начало войны. Уже с 1935-го года им были созданы вариации в жанре пасскалья, который отражен в траурных шествиях Испании. Самые первые вариации будущей Симфонии №7 никто поначалу не видел, даже студенты консерватории, где преподавал Шостакович. Он считал, что новая его композиция очень простая и не достойна внимания. Все начиналось с обычного, сухого барабанного стука, с постепенно нарастающей динамикой. В кульминации слышался могучий страх и ужас. Однако на этом композитор остановился и решил на время отложить симфонию, до лучших времен.
Но далеко не лучшие времена, а реальный ужас Второй мировой войны заставил Шостаковича мигом снова сесть за инструмент и писать свою музыку с такой самоотдачей, что, казалось, в этом произведении — вся жизнь целых народов!
Шостакович стремился закончить Седьмую симфонию торжествующе, победно. Начал он ее опять-таки с пасскальи, которая заняла в произведении почетное место и была разработана в вариациях.
Первую часть симфонии композитор дописал еще летом 1941-го года. Над средними ее частями он завершил работу прежде чем произошла эвакуация из Ленинграда.
Автор рассказывал о своем произведении, как о самом быстро написанном, по сравнению с другими. Он отмечал, что в этой музыке он стремился показать всю боль войны, всю ярость сражения за родную землю, весь подвиг русского народа. Он не спал и не ел — боялся потерять даже одну минуту. Ведь он в своей симфонии вел наш народ к победе, через музыку показывал отчаянные сражения.
Самой сложной для композитора была четвертая часть — именно с ее помощью Шостакович стремился показать победу добра над злом, нашего народа над фашизмом. На композитора сильно повлияла война. Его мать и сестру эвакуировали из города, и Шостакович остался совсем один — рядом не оказалось никого, кто бы подвиг его на героический финал. Но музыкальный гений все же взял себя в руки — и направил все силы на завершение своей симфонии в самом оптимистичном духе!
Симфония №7 была завершена в преддверии 1942-го года.
Симфония, звучащая по всему миру
Впервые Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучала на сцене Куйбышево в 1942-м году — тогда оркестром дирижировал Самуил Самосуд. На премьере, которая прошла блестяще, присутствовали корреспонденты со всего мира.
В своей рецензии один из журналистов из Великобритании написал, что Симфония №7 Дмитрия Шостаковича поразила своей нервозностью, надрывом, выразительностью и яркостью. И она обязательно должна прозвучать на сценах Великобритании и всего мира.
После дебюта, когда публика на наивысшем уровне оценила Симфонию №7, это грандиозное произведение изъявили желание исполнить оркестры в самых известных филармониях разных стран. Исполнители гонялись за партитурой произведения, а право первым исполнить этот музыкальный шедевр за пределами нашей страны досталось дирижеру Тосканини. Произведение произвело настоящий фурор в Нью-Йорке летом 1942-го года.
Музыка непобедимого народа
После этого музыка Симфонии №7 прозвучала во всем мире! Однако грандиознее всего она легла на сердца слушателей в блокадном Ленинграде во время премьеры 9 августа 1942-го года. В этот день по плану Гитлера город должен был пасть от блокады. И в этот же день все четыре части произведения Шостаковича были проиграны, а трансляция велась через уличные громкоговорители и по радио. Были изумлены даже немцы — такая сила духа была им ранее неведома. Это была сила музыки — это был подвиг и сила нашего народа!
Уже тогда все, кто слышал этот шедевр, понимал, кто победит в великом сражении…
По словам одного из немцев, уже в день премьеры Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича немецко-фашистским захватчикам стало ясно, что они проиграют не только эту битву, но и всю войну. И именно тогда немцы ощутили всю мощь нашего народа, который мог преодолеть и голод, и холод, и смерть…
Мечтой Дмитрия Шостаковича было, чтобы в Ленинграде его великое произведение исполнил его любимый оркестр под управлением гениального Мравинского из Ленинградской филармонии. Однако оркестр тогда был в Новосибирске, поэтому реализация мечты Шостаковича была невозможна.
Музыканты, которые исполняли Седьмую симфонию Шостаковича, были собраны из разных городов.
На здании филармонии в Санкт-Петербурге размещена мемориальная доска, которая посвящена грандиозной премьере Симфонии №7.
Наконец, после того, как была подписана капитуляция, репортер новостного выпуска заявил:
«Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг…»
Фрагменты Симфонии №7 в фильмах
Симфонию №7 использовали в некоторых кинофильмах. И несмотря на то, что это великое произведение все реже появляется в кинематографе, историческая значимость и сила его никоим образом не становится меньше.
Фрагменты Седьмой симфонии можно услышать в таких фильмах, как «1871». «Военно-полевой роман» и «Ленинградская симфония».