Благодатный огонь и предсказания апокалипсиса: где заканчивается вера и начинается сенсация

21:05, 18 Апр, 2025
Ирина Валькова
Благодатный огонь на Пасху
Иллюстрация: pronedra.ru

Каждый год накануне православной Пасхи миллионы верующих по всему миру с замиранием сердца следят за происходящим в Иерусалиме — в храме Гроба Господня, где, по церковному преданию, происходит сошествие Благодатного огня. Это событие считается чудом, символизирующим воскресение Иисуса Христа и надежду на жизнь вечную. Однако в последние дни в информационном пространстве вновь всплыла тема конца света, якобы предвещаемого возможным «несошествием» Благодатного огня.

На фоне этих слухов, подкрепляемых тревожными постами в социальных сетях и спекуляциями в ряде СМИ, с комментарием выступил известный религиовед и историк религий Юрий Табак. В беседе с «Радио 1» он предельно ясно обозначил: повода для паники нет.

Это вопрос веры, а не научный факт, подчеркнул эксперт. Сошествие Благодатного огня — известная процедура, людей досматривают, прежде чем они проходят вовнутрь, чтобы не было фокусов. Но, как бы строго ни контролировали процесс, он остается прежде всего символическим и духовным актом, а не научным доказательством чуда.

Почему снова заговорили о «конце света»?

Психология массового сознания имеет удивительное свойство: в период неопределенности и тревог люди начинают искать мистические объяснения происходящему. То коронавирус был воспринят как «кара небесная», то затмение солнца становится поводом для апокалиптических ожиданий, теперь же — религиозное чудо превращают в предвестие конца всего живого.

Особенно активно подобные слухи циркулируют в интернете, где грань между фактом и фейком размыта. И каждый год, когда Благодатный огонь все-таки сходит, объяснения «апокалипсиса» замолкают… ровно до следующего года.

Даже если огонь не сойдет, всегда найдется объяснение, добавил Табак. Это не физика, не химия, а вопрос религиозного опыта.

Благодатный огонь как феномен: чудо или традиция?

Со стороны научного сообщества давно ведутся споры: является ли сошествие Благодатного огня подлинным чудом или хорошо отработанным ритуалом, частью религиозной традиции? Пока однозначного ответа нет, и, по сути, он не нужен — для верующего человека важна сама вера, а не технические детали происходящего.

Между тем официальные церковные лица обычно воздерживаются от утверждений о сверхъестественном характере явления, называя его «таинством». Это позволяет сохранить баланс между духовной значимостью события и разумным подходом к его трактовке.

Пасха 2025 и новая инициатива Госдумы

Интересно, что обсуждение Благодатного огня совпало в этом году с другим религиозным инфоповодом: депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов предложил сделать Страстную пятницу официальным выходным днём. В 2025 году она выпала на 18 апреля — в день, когда и появились слухи о «знамении конца света». Предложение вызвало оживленные дебаты в обществе: сторонники инициативы считают её проявлением уважения к православной традиции, а противники — шагом к клерикализации государства.

Вера не в огне, а в людях

Как бы ни трактовали то или иное религиозное событие, ясно одно: сошествие Благодатного огня — это прежде всего символ веры, а не повод для паники. Его можно считать чудом, можно — красивым ритуалом, но точно не сигналом к глобальной катастрофе.

И, как справедливо отметил Юрий Табак, никакой конец света не может быть предсказан на основании того, произойдёт зажигание огня в храме или нет. Конец света начинается не в храме — он начинается в головах, если там поселяются страх и невежество.

Ранее на сайте «Пронедра» писали про пламя, не приносящее боли, факты и вымыслы о Благодатном огне

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *