Чем грозит Европе «освобождение» от российского газа

14:35, 12 Июн, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: apa.az

Трейдеры в настоящее время активно ищут покупателей для миллионов тонн неиспользованного европейского угля, который был запасен в ходе осенне-зимнего периода. Целью было проявление лояльности к Соединенным Штатам и обеспечение возможности выжить без российского газа. Однако, после мягкой зимы, беспокойство на этот счет снизилось, и уголь стал перегружаться для отправки в Марокко, Сенегал и Гватемалу. Какие последствия это может иметь для рынка и для России, сообщает «Прайм».

Ситуация с газом и углем в Европе

Привычка имеет огромную силу, и всегда легко приспособиться к тому, что выгодно и удобно. Российский газ является одним из самых доступных и дешевых источников энергии для стран Европейского союза. Компании уже имеют развитую инфраструктуру для транспортировки и использования этого топлива.

Переход на другие источники энергии, такие как сжиженный природный газ или уголь, требует значительных инвестиций, времени и несет риски, связанные с внедрением новых технологий. В ближайшие годы замена российского топлива у европейских компаний быстро и легко не осуществима, считает эксперт Даниил Гоненко.

Например, для переработки американского СПГ необходимо строить дорогостоящую инфраструктуру, которая пока далеко не доступна всем. В Германии первый терминал был открыт только в конце прошлого года.

Текущая рыночная ситуация в отношении угля ставит страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) перед еще большими экономическими издержками, считает эксперт Олег Чередниченко. В связи с опасениями о нехватке энергоносителей на прошедшую зиму, вместе с падением объемов поставок российского топлива, регион активно закупала уголь. Это привело к росту его биржевых цен до отметки в 400 долларов за тонну. Однако, теперь, когда эти опасения не оправдались, неиспользованные запасы угля пытаются реализовать на рынке.

«Европейские компании, отказываясь от российского газа и пытаясь заменить его углем, создали искусственный спрос на коксующийся уголь, изымая его из отраслей, где он необходим для производства энергии в ЕС», — поясняет Гоненко.

В результате отказа от поставок российских энергоносителей Европа не только дестабилизировала рынки и повысила их волатильность, но и причинила прямые убытки экономике ЕЭС, считает Чередниченко.

Рост предложения привел к обвалу цен и на данный момент они упали уже ниже 90 долларов за тонну, отмечают эксперты. Однако это не единственная проблема. Найденные рынки сбыта не в состоянии поглотить накопившиеся объемы угля, объясняют журналисты pronera.ru. Это означает, что значительные остатки продукции продолжают храниться на складах, что неизбежно сопровождается дополнительными издержками.

Стоит ли беспокоиться рынку угля

Экономист Егор Клопенко считает, что участники угольного рынка Европы не должны беспокоиться, так как они неплохо заработали год назад. Однако фактом является то, что за последний год блок полностью обеспечил себя альтернативным газом и больше не зависит от поставок из России.

По словам эксперта, в настоящее время запасы в ПХГ ЕС достаточно крупные. Регион отказывается от использования угля в качестве альтернативы. Более того, на период 2023-2024 годов Европа не ожидает сложностей с поставками газа.

«На самом деле, не только уголь, но и сам газ значительно подешевел. В настоящий момент газ находится на минимальном уровне за два года, что означает, что европейский рынок полностью стабилизировался», — подчеркнул Клопенко.

Однако российские компании столкнулись с негативными последствиями угольного дисбаланса. «Мечел» объявила о снижении объемов добычи на 25% по сравнению с предыдущим годом. Российский уголь по-прежнему пользуется спросом, но уже не в Европе, а в Азии. Однако поставки в этот регион затруднены из-за ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне РЖД.

В ближайшем будущем спрос на уголь еще больше сместится в сторону азиатских рынков, поскольку Европа все меньше использует его из-за приоритета экологических аспектов. В этой ситуации России следует предпринять все возможные меры для увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Только тогда этот вид топлива останется прибыльным.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *