Энергетическая безопасность России – средняя    

07:40, 21 Июн, 2018
Анна Федорова

Специалисты американского Института мировой энергетики обнародовали уже четвертый по счету рейтинг энергетической безопасности. Первое место в этом списке заняла Норвегия, на второй позиции — Соединенные Штаты, а на третьей — Британия. Российская Федерация оказалась в рейтинге на 12-й строке. Худшее положение дел из 25-ти крупнейших в мире потребителей энергии специалисты зафиксировали в Украине.

Авторы очередного рейтинга оценивали уровень энергетической безопасности в 25-ти государствах, являющихся лидерами по объемам потребления энергии. На них приходится сегодня в пределах 80 процентов от общемирового спроса на энергию.

Параметры оценки

Оценивая уровни энергетической безопасности, специалисты американского института принимали во внимание в общей сложности 29 параметров. Среди них – соотношение импорта газа, угля и нефти с потреблением их на территории страны, разнообразие источников энергии и их безопасность, соотношение расходов на импорт энергетических носителей с ВВП, потребление энергии в стране на душу населения и в целом, стоимость барреля нефти и электрической энергии, объемы потребления энергии транспортной отрасль государства.

По каждому пункту каждому государству начисляли баллы. Кроме этого, аналитики оценивали степень энергетической безопасности ОЭСР, причем за тысячу баллов брали отметку 1980 года. Уровень энергетической безопасности ОЭСР сегодня – 846 баллов. Уточним, что в четвертом рейтинге американцы оценивали данные за 2015–2016 гг.

Как выглядит рейтинг

Первое место по уровню энергетической безопасности досталось Норвегии (678 баллов), вторую позицию заняли США (765), а на третьей обосновалась Великобритания (769). Наихудшая ситуация с энергетической безопасностью зафиксирована у украинского государства (1842 балла), а также в Таиланде и Южной Корее (1556 и 1389 баллов соответственно).

Россия оказалась на 12-й строке рейтинга с показателем 1027 баллов. Напомним, год тому назад у нашей страны было 1034 балла.

Авторы нового исследования отмечают, что с момента выхода в свет первого подобного рейтинга (2008-й год – ред.) Америке удалось существенно улучшить уровень своей энергетической безопасности — Штаты занимали тогда девятую позицию в списке.

«Индекс текущего года только подтвердил, что энергетический центр мира переместился в Северную Америку. Соединенные Штаты, Мексика и Канада фигурируют сейчас в ТОП-7, а Северной Америке никогда не удавалось быть более сильной. Успех этот связан во многом с повышением объемов добычи сланцевого газа на территории США, за чем последовали глубочайшие энергетические, геополитические и экономические последствия в течение последних 10 лет», — пояснил руководитель американского Института мировой энергетики Карен Харберт.

Энергоэффективность остро нуждается в поддержке

Значительный рост общей эффективности применения энергии, невзирая на снижение стоимости энергоносителей, в значительной степени повлиял на энергетический спрос в глобальном масштабе. За этим последовали сокращения потребительских затрат, сдерживание увеличения количества выбросов парниковых газов и повышение безопасности всех энергетических систем.

Результаты, которых удалось достичь, опираются, однако, на энергетическую политику предыдущих лет — темпы внедрения новых мер энергетической эффективности сегодня ощутимо замедлились.

Интенсивность мирового потребления энергии измеряют в виде количества первичной энергии, необходимого для производства единицы ВВП, и по итогам 2016-го она продемонстрировала сокращение на 1,8 процента. Специалисты указывают на то, что это ниже среднего показателя за 2010-2015 годы (2,1 процента), между тем, выше, чем было в предыдущие 40 лет (1,3 процента).

Эксперты отмечают, что в разных государствах интенсивность потребления энергии понижалась различными темпами — стремительнее всего процесс этот происходил в КНР: без вклада республики прогресс в мире составлял бы лишь 1,1 процента.

«Если бы общая энергоемкость оставалась сегодня на отметке 2002 года, то миру понадобилось бы на 12 процентов больше энергии для произведения того же объема ВВП, а за период с 2000-го входящие в МЭА страны смогли сэкономить 50 миллиардов долларов на импорте энергоносителей благодаря повышению энергоэффективности. Экономия в целом по миру по итогам 2016 года составила 2,2 триллиона в американской валюте», — оценили эксперты МЭА.

За значительными достижениями в сфере энергетической эффективности после 2000 года последовало снижение объемов коммунальных платежей для ряда домохозяйств. Для жителей Франции, Великобритании и Германии, например, в 2016-м счета были уже в среднем на 400 долларов ниже, чем в случае альтернативного сценария. Потребителям из Китая удалось в свою очередь сэкономить около 25 процентов.

Понижение энергоемкости выступило в качестве основной причины того, что объем выбросов парниковых газов в энергосекторе почти не меняется уже с 2014 года, невзирая на повышение ВВП в мире. Специалисты МЭА говорят, что три четверти данного эффекта они отнесли на счет повышения энергетической эффективности, а всего одну — на планомерные внедрения возобновляемых источников энергии.

В 2016 году та доля потребления энергии, на которую распространены обязательные меры энергоэффективности, достигала 32-х процентов, а это без малого на полтора процента выше, чем было в 2015-м. Все остальное потребление при этом данное регулирование совершенно не затрагивает. Текущий тренд вызван по большей части тем, что продолжает воздействовать прежняя энергетическая политика ряда стран наряду с тем, что повсеместно обновляют устаревшее оборудование, пояснили аналитики.

На новые меры роста энергетической эффективности приходится всего один процент от всего эффекта, и мы говорим в данном случае о наиболее низком показателе за всю историю существования МЭА. В течение 2016 года внедрили, по данным специалистов, меньше новых практик в сфере энергоэффективности, и первая половина прошлого года четко продемонстрировала продолжение этого тренда.

И здесь тоже лидировали китайцы — обязательные к исполнению требования, которые реализовали преимущественно в промышленной отрасли республики, несут ответственность за 70 процентов глобального повышения энергоэффективности за период с 2000-го по 2016-й год.

В целом же энергоемкость промышленного сектора мира уменьшилась за указанный период практически на 20 процентов. В таких интенсивных сферах с точки зрения энергетики как выпуск цемента и алюминия скачка экономичности достигли посредством стремительного повышения объемов производства — новые предприятия, в особенности на территориях развивающихся государств, оказались намного более эффективными по сравнению со старыми.

Читайте также: Возобновляемая энергетика «обыграла» ископаемое топливо

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *