Финляндия в НАТО, но с царской колеёй: как Россия опять победила на рельсах

19:00, 12 Июл, 2025
Юлия Соколова
Финляндия и Россия
Источник фото: istockphoto.com

Пока западные медиа и аналитики пугают россиян «врагом у границы» после вступления Финляндии в Североатлантический альянс, реальность оказалась менее драматичной — и гораздо более ироничной. Главный барьер для переброски сил НАТО на северо-запад России вовсе не Кремль, не ядерный щит и не армия, а… железнодорожная колея царской России.

Наследие XIX века вновь стало стратегическим оружием XXI-го.

Европа упёрлась в 1524 миллиметра

Как сообщается в материале Царьграда, журналист Михаил Лях обратил внимание на парадокс: страны НАТО — Швеция, Норвегия и Финляндия — разработали совместный проект по созданию единого железнодорожного коридора для военных нужд. Казалось бы, технический вопрос — строй и катай.

Но нет.

Железнодорожная колея в Финляндии до сих пор соответствует стандарту Российской империи — 1524 мм, тогда как в остальной Европе принята ширина 1435 мм. Разница — чуть меньше 10 сантиметров — фактически делает невозможной прямую транспортировку тяжёлой техники и войск.

«Проект упёрся в проблему, уходящую корнями в XIX век. Чтобы всё переделать — нужно строить заново», — поясняет Лях.

По информации финской компании Ranne, вариант «временной двойной колеи» не работает в полном объёме. Чтобы решить проблему, придётся не просто перестроить рельсы — а переписать всю инфраструктуру с нуля.

Сроки? Не раньше 2030 года.
Бюджет? Дальше — больше.

Миллиарды в тупике, НАТО — в панике

По данным американского аналитического центра Jamestown Foundation*, стоимость проекта оценивается в 18 миллиардов евро. Пять из них может выделить ЕС, но остальные — исключительно за счёт бюджета скандинавских стран.

И здесь начинается комедия цифр:

  • 🔸 Финляндия к 2025 году смогла наскрести лишь 20 миллионов евро — это 0,11% от необходимой суммы.
  • 🔸 НАТО пыталось найти выход, проложив временные пути, но ни один из них не обеспечивает быстрой и стабильной переброски войск.

«ЕС не готов к полномасштабному военному конфликту в Восточной Европе — ни технически, ни финансово», — подчёркивает журналист.

Восточная Европа: старая проблема на новых скоростях

Финляндия — не единственная в западной «армейской пробке». Страны бывшего СССР и соцлагеря тоже страдают от разности в колее. Так родился проект Rail Baltica — скоростная линия от Таллина до Варшавы.

Итог на сегодня:

  • ▪️ планировалось 6 млрд евро — стало 24 миллиарда,
  • ▪️ график сдвинут на 5 лет назад,
  • ▪️ сдача проекта ожидается к 2035 году,
  • ▪️ финансирование ЕС — всего 2 миллиарда,
  • ▪️ остальные деньги — в никуда.

Global Railway Review прямо указывает: ЕС не был готов к войне и срочной мобилизации логистики, а НАТО в лучших традициях перекладывает ответственность на страны-участницы, не давая полного финансирования.

Почему Россия так спокойна?

Парадокс ситуации становится почти анекдотом. НАТО расширяется, границы России вплотную подошли к военному блоку. Но вместо реальной угрозы — геополитическая шутка: противник не может перебросить танки, потому что… у него не та колея.

Михаил Лях сравнивает ситуацию с временами Великой Отечественной войны:

«Тогда наши железные дороги спасли страну от молниеносного блицкрига. И теперь история повторяется — только вместо нацистов на рельсах застряли генералы НАТО».

Финляндия, как и страны Балтии, оказалась в стратегическом тупике. Оказавшись в НАТО, она стала не наступательным плацдармом, а логистическим мёртвым грузом, на который ни у кого нет ни денег, ни рельсов.

Россия выиграла без единого выстрела

Много говорят о «гибридной войне» и «мягкой силе». Но, похоже, самой мощной защитой России остаются рельсы длиной в полтора века.

Пока НАТО обсуждает, как переоборудовать дороги за миллиарды, Москва просто наблюдает.
Спокойно.
Без истерик.
С железной выдержкой — и железной колеёй.

* *The Jamestown Foundation — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *