Финляндия в НАТО, но с царской колеёй: как Россия опять победила на рельсах

Пока западные медиа и аналитики пугают россиян «врагом у границы» после вступления Финляндии в Североатлантический альянс, реальность оказалась менее драматичной — и гораздо более ироничной. Главный барьер для переброски сил НАТО на северо-запад России вовсе не Кремль, не ядерный щит и не армия, а… железнодорожная колея царской России.
Наследие XIX века вновь стало стратегическим оружием XXI-го.
Европа упёрлась в 1524 миллиметра
Как сообщается в материале Царьграда, журналист Михаил Лях обратил внимание на парадокс: страны НАТО — Швеция, Норвегия и Финляндия — разработали совместный проект по созданию единого железнодорожного коридора для военных нужд. Казалось бы, технический вопрос — строй и катай.
Но нет.
Железнодорожная колея в Финляндии до сих пор соответствует стандарту Российской империи — 1524 мм, тогда как в остальной Европе принята ширина 1435 мм. Разница — чуть меньше 10 сантиметров — фактически делает невозможной прямую транспортировку тяжёлой техники и войск.
«Проект упёрся в проблему, уходящую корнями в XIX век. Чтобы всё переделать — нужно строить заново», — поясняет Лях.
По информации финской компании Ranne, вариант «временной двойной колеи» не работает в полном объёме. Чтобы решить проблему, придётся не просто перестроить рельсы — а переписать всю инфраструктуру с нуля.
Сроки? Не раньше 2030 года.
Бюджет? Дальше — больше.
Миллиарды в тупике, НАТО — в панике
По данным американского аналитического центра Jamestown Foundation*, стоимость проекта оценивается в 18 миллиардов евро. Пять из них может выделить ЕС, но остальные — исключительно за счёт бюджета скандинавских стран.
И здесь начинается комедия цифр:
- 🔸 Финляндия к 2025 году смогла наскрести лишь 20 миллионов евро — это 0,11% от необходимой суммы.
- 🔸 НАТО пыталось найти выход, проложив временные пути, но ни один из них не обеспечивает быстрой и стабильной переброски войск.
«ЕС не готов к полномасштабному военному конфликту в Восточной Европе — ни технически, ни финансово», — подчёркивает журналист.
Восточная Европа: старая проблема на новых скоростях
Финляндия — не единственная в западной «армейской пробке». Страны бывшего СССР и соцлагеря тоже страдают от разности в колее. Так родился проект Rail Baltica — скоростная линия от Таллина до Варшавы.
Итог на сегодня:
- ▪️ планировалось 6 млрд евро — стало 24 миллиарда,
- ▪️ график сдвинут на 5 лет назад,
- ▪️ сдача проекта ожидается к 2035 году,
- ▪️ финансирование ЕС — всего 2 миллиарда,
- ▪️ остальные деньги — в никуда.
Global Railway Review прямо указывает: ЕС не был готов к войне и срочной мобилизации логистики, а НАТО в лучших традициях перекладывает ответственность на страны-участницы, не давая полного финансирования.
Почему Россия так спокойна?
Парадокс ситуации становится почти анекдотом. НАТО расширяется, границы России вплотную подошли к военному блоку. Но вместо реальной угрозы — геополитическая шутка: противник не может перебросить танки, потому что… у него не та колея.
Михаил Лях сравнивает ситуацию с временами Великой Отечественной войны:
«Тогда наши железные дороги спасли страну от молниеносного блицкрига. И теперь история повторяется — только вместо нацистов на рельсах застряли генералы НАТО».
Финляндия, как и страны Балтии, оказалась в стратегическом тупике. Оказавшись в НАТО, она стала не наступательным плацдармом, а логистическим мёртвым грузом, на который ни у кого нет ни денег, ни рельсов.
Россия выиграла без единого выстрела
Много говорят о «гибридной войне» и «мягкой силе». Но, похоже, самой мощной защитой России остаются рельсы длиной в полтора века.
Пока НАТО обсуждает, как переоборудовать дороги за миллиарды, Москва просто наблюдает.
Спокойно.
Без истерик.
С железной выдержкой — и железной колеёй.
* *The Jamestown Foundation — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации.