«Индекс кулебяки»: реально ли измерять цены в России по отечественному параметру

15:15, 05 Сен, 2023
Евгения Комарова
Источник фото: malinika.ru

Производители шаурмы недавно выразили свою озабоченность резким ростом цен на ингредиенты для приготовления этого популярного блюда. Оно нашло отклик в Госдуме. Депутаты поддержали идею того, что стоимость ингредиентов для шаурмы выросли практически в 1,5 раза за последние 2 года. Они предложили измерять индекс потребительских цен с использованием так называемого «индекса кулебяки». Реально ли это сделать сообщает 5-tv.ru.

«Индекс кулебяки» для измерения цен в России

По последним данным, за 2 года стоимость набора ингредиентов для шаурмы в Москве увеличилась на 35-40%. Если бы рассматривать эту динамику на протяжении 10 лет, то цены на эти продукты в целом выросли бы быстрее, чем инфляция.

Представители 5-tv.ru обратились к доценту кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления, Максиму Чиркову, чтобы узнать, насколько разумно использовать «индекс кулебяки» для измерения инфляции и изменения цен.

Мнение эксперта весьма интересно и логично. Он подчеркнул, что целесообразность использования подобного индекса зависит от конкретных целей и задач. В российской статистике уже имеется множество индексов и показателей, которые отражают изменения цен на различные товары и услуги. Например, существуют методики расчета инфляции и индекса потребительских цен.

Чирков объяснил, что «индекс кулебяки» можно было бы ввести, но это ограничило бы его применимость. Такой параметр, как понимают журналисты pronedra.ru, не мог бы полностью отразить реальную картину изменения цен в экономике. Даже если сосредотачиваться только на продуктах питания, необходимо оценивать объемы их потребления среди населения и рассчитывать средневзвешенный индекс для всех продуктов питания в целом.

С другой стороны, экономист указал, что индексы отдельных блюд, таких как гамбургер или кулебяка, могут варьироваться в большую или меньшую сторону от общего роста цен на продукты питания.

Отечественный вариант «индекса бигмака»

Чирков признал, что создание «индекса кулебяки» может быть интересным для общества. Если существует «индекс бигмака», который иногда используется для приукрашивания реальных изменений цен, то почему бы не ввести «индекс кулебяки» в России.

Индекс бигмака базируется на концепции паритета покупательной способности, которая предполагает, что обменные курсы валют должны отражать стоимость одной и той же корзины товаров и услуг в разных странах. В данном случае, вместо полной корзины товаров и услуг используется стандартный бургер, выпускаемый всемирно известной компанией McDonald’s.

Цель этой методики заключается в определении реальных обменных курсов между различными странами. Журнал «The Economist» проводит такие исследования с 1986 года, и для этой цели выбран бургер Big Mac. Этот выбор обоснован двумя основными причинами. Во-первых, McDonald’s присутствует в большинстве стран мира, что делает бургер Big Mac доступным в разных частях света. Во-вторых, состав Big Mac включает в себя разнообразные продукты (хлеб, сыр, мясо и овощи), что делает его универсальным представителем продовольственных товаров и позволяет считать его своеобразным индикатором экономического состояния страны.

Стоимость Big Mac в каждой стране зависит от множества факторов, таких как объемы производства, цены аренды, стоимость сырья, рабочей силы и другие. Этот метод позволяет выявить различия в стоимости валют разных стран, даже если их уровни доходов сходны.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *