Интра или Индра — славянский праздник, который отмечают 18 января 2025 года
Интра, также известный как Индра, Змиулан или Индрик-зверь, — мифологическая фигура, сын богини Земун и Дыя, брат Ящера и его вечный враг. В славянской мифологии он ассоциируется с водными стихиями, является покровителем источников, колодцев, змей и туч. Его тесная связь с водой указывает на принадлежность Интры к Навье — потустороннему миру, который в восточнославянской традиции был населен духами умерших и душами покойников.
Эта связь с Навью раскрывает двойственную сущность Интры, совмещающего в себе аспекты как земного, так и потустороннего, живого и мертвого. Он олицетворяет загадочную силу природы, в которой переплетаются стихии жизни и смерти, что отражает глубокую мистическую взаимосвязь между миром живых и миром духов.
Интра (Индра) 18 января, славянский праздник, история, особенности
В славянских преданиях Интра, обитатель Нави, ассоциировался с подземным миром: «Как солнце на небе, так и Интра – в Нави». В индийской мифологии он почитался как царь змей, а его обитель, Интерия, была населена змеями. Супругой Интры считалась змея-демон Параскева.
Интра одержал победу над козлом-паном, сыном Вия, несмотря на родственные связи с ним. Хотя Интра часто проявлял жестокость и агрессию, он также совершал добрые дела, сражаясь на стороне Перуна. Среди Воинского Триглава (Перун-Интра-Волхв) он был наиболее близок людям, олицетворял борьбу света и тьмы.
Интра, скачущий на магическом единороге, был символом воинской доблести и покровителем воинов, объединявшим силу, отвагу и противоречивую природу, соединяющую свет и тьму.
Интра – повелитель змей, 18 января
Интра в славянской мифологии — фигура загадочная и многогранная. Он является не только братом, но и главным противником Ящера. Его почитают как повелителя колодцев, источников и змей, что придает его образу мистическую глубину.
Люди издревле обращались к Интре за поддержкой, исполняли особые песнопения, призванные задобрить или призвать его силу на свою сторону. Одно из таких древних воззваний звучало так:
Чуткий Интра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспевания!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!
На изображениях Интру часто представляли в виде могучего воина, облачённого в необычную кольчугу. Его фигура излучала силу: широкие плечи, мощные руки и необычные доспехи, украшенные замысловатым плетением, которые при солнечном свете сияли ярче золота. Его шлем был конусообразным и острым, что придавало облику устрашающую грозность. В обеих руках Интра держал по большому мечу, это символизировало решимость сокрушить любого врага. В качестве средства передвижения он использовал магического единорога, известного под именем Индрик-зверь, которого славяне считали непревзойдённым по скорости и выносливости.
Однако образ Интры был не только героическим. Славяне приписывали ему коварство, называли его «змеиным царём» и связывали с потусторонними силами. Его супругой считалась змея-демон Параскева, что лишь усиливало представления о связи Интры с миром мёртвых. Страх перед ним был столь велик, что в день его почитания, 18 января, проводились специальные ритуалы. В храмах приносили подношения, а ночью священнослужители и мудрецы проводили обряды, чтобы не допустить его проникновения в мир живых.
Современные исследователи славянской мифологии подчёркивают философскую глубину образа Интры. Считается, что он мог быть олицетворением тёмного аспекта Перуна — хранителя справедливости и карателя. Интра мог не только хранить оружие, но и вершить возмездие над предателями и нечестивцами. В этом образе он предстаёт гневным судьёй и беспощадным воином, готовым покарать любого, кто нарушил установленный порядок.