Как вызывали духов в старину в разных уголках планеты

16:28, 16 Мар, 2021

Спиритизм, шаманизм и постоянное желание вызывать духов — самый яркий пример архаизации мышления человека. Обычно деятельность такого рода присуща неразвитым народностям, чей общеобразовательный уровень удручающе низок. Современный образованный человек так или иначе обладает зачатками критического мышления, что делает невозможным обман его всякими гадалками, экстрасенсами и «письмами с того света». Но у спиритизма своя история, так что взглянуть на список способов как вызывали духов в старину довольно любопытно.

Шаманизм и спиритизм

Самыми первыми экстрасенсами были шаманы — эти люди входили в транс и могли «общаться» с духами предков и сил природы. В зависимости от последствий таких духовных бесед шаман либо укреплялся в своем авторитете у общины, либо подлежал замене.

С развитием цивилизации шаманизм стал видоизменяться в соответствии с наработками цивилизации. В Малой Азии и Греции уже были созданы сложные мифологии с загробными царствами, где душам воздавалось за прижизненные поступки.

Как вызывали духов в Древней Греции? Через жертвоприношение: закалывали в ближайшей пещере чёрную овцу, тени забытых предков непременно слетались на запах крови, которая могла оживить их сознание, пусть и ненадолго. Древнегреческому спириту оставалось разузнать у призрака, предварительно угощенного свежей кровью, перспективы.

Отцы-основатели мирового спиритизма

В XVIII веке некий Якоб Бёме ощутил прилив удивительных идей, проясняющих суть всего сущего — так простой сапожник из Пруссии переквалифицировался в философа-мистика. Был Бёме без профильного образования, зато с «божественным откровением» на голом энтузиазме и. Написав пару книг с мутным миксом вроде теософиии (богопознания) Бёме внезапно вошел в моду среди читающей буржуазии, очень кстати сформировавшейся в то время.

Его последователем стал Иммануил фон Сведенборг — инженер и механик, члена нескольких научных обществ, в том числе и Санкт-Петербургской Академии наук. Идеи немца так его увлекли, что он в 1745 году ушел со всех должностей, положив все силы на развитие нового движения — спиритизма. Так Бёме и Сведенборг стали основателями новой салонной моды, дело было за малым — нести знание в массы, от теории переходить к практике.

На это ушел почти век: в XIX век Эндрю Джексон Дэвис (сын сапожника без образования) знакомится с гипнотизером Вильямом Левингстоном. Сорок лет Дэвис практиковал спиритизм и даже выпускал книги о принципах природы, но судьба распорядилась иначе. Ирония в том, что основатель практического спиритизма со временем разочаровался в мистике и поступил в университет, получив в 1883 году степень доктора медицины.

Спиритизм: как вызывали духов в старину

Время спиритического сеанса оглашалось заранее: народ, собранный для магического действа, должен быть создать у себя в душе особое настроение, нужные эманации. Войдя в транс, медиум вел себя по-разному: от конвульсий и рыка до оцепенения и безынтонационного вещания. Но для эффектного «вселения» духа нужны были спецэффекты, например, звуки неясного происхождения — стук, звон, тяжелые вздохи и стоны ниоткуда.

Всю эту закулисную работу проделывали помощники медиума-жулика. Гастролируя по разным городам со спиритическими сеансами, коллектив проводил тщательную предварительную подготовку. Разведка была важной, нужно было прочесть местные газеты с некрологами, отправить людей на сбор свежих сплетен, прокомплиментировать местных инфлюэнсеров из знати. А еще любой жулик — это отличный психолог, этим все сказано.

Автор Шерлока Холмса издал книгу как вызвать духов

Сэр Артур Конан Дойл — писатель, родивший Шерлока Холмса, тоже был поклонником спиритизма. После Первой мировой войны, убившей многих его близких, интерес к магии усилился и приобрел личную окраску. В 1918 году вышел трактат сэра «Новое откровение», в котором он подытожил свои изыскания длиной в 30 лет. Ранее был издан фундаментальный труд «История спиритуализма». Автор детективных романов горячо поддерживал право народа вызывать духов и общаться с умершими предками в прессе, он был самым ярым защитником кружков оккультизма от нападок скептиков и ученых.

Такая преданность странной идее вызывала насмешки коллег: на страницах газет Конан-Дойл полемизировал с Джеромом К. Джеромом и Бертраном Расселом, на этой почве окончательно рассорился с Бернардом Шоу и Гербертом Уэллсом. Доказывая свою правоту, он ссылался даже на откровенные подделки вроде фотографий фей из Коттингли. Это подрывало доверие и к писателю, и к идеям, которые он отстаивал.

Но как только Европа более-менее зализала раны Первой и Второй мировой, интерес к спиритизму угас сам по себе. Материализм теснил религию, оружие становилось всё совершеннее, роботы становились бытом, наука развивалась семимильными шагами, а индустрия развлечений расцвела. Спорадические всплески веры в духов возникали на протяжении прошлого века, но не более.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *