Какие особые существа определяли судьбу ребенка на Руси
Появление на свет ребенка — всегда важный этап в жизни семьи и общества. На Руси, где было мощно развито язычество, судьбу ребенка определяли духи. Специальные сущности, на добрую волю которых полагались родители, должны были определить их младенцу лучшую жизнь. Назывались эти духи-распределители рожаницы, и были они исключительно женского рода. Очевидно, в сознании народном женская энергия ассоциировалась с мудростью и мягкостью в суждениях.
Рожаницы в разных народах назывались еще суженицы, они же орисницы. Как правило, при рождении ребенка собиралась некая комиссия добрых духов-покровителей обязательно из трех рожаниц: результатом их обсуждения и была судьба родившегося дитяти. Так у язычников повелось исстари, но позже культ рожаниц старались стереть из памяти народной. Уже в средние века в русских поучениях священников против язычества вместе с рожаницами также упоминается Род — славянский бог.
Рожаница — этимология слова
Этимология (происхождение) слова «рожаница» восходит к славянскому корню «род», то есть «родить, рожать».
Названия «суженицы» (судицы в других народностях) связано с их основной функцией и образовано от праславянского корня «суд» — «судить, определять судьбу».
Еще один синоним «орисницы» наделено похожим смыслом, но имеет греческие корни, означая «определять судьбу».
На Руси с рожаницами связаны более южные «судженицы», которые наговаривали судьбу новорождённому или дарили подарок, определяющий его будущую жизнь.
Приход духов-покровителей для определения судьбы ребенка был обязательным
Наши языческие предки свято верили в то, что к каждому ребенку обязательно приходит коллегия рожаниц. Ритуал определения доли новорожденного был обязательным. Считалось, что если добрые духи не придут — ребёнка заберёт нечистая сила.
Воспринимались роженицы-суженицы как посланники пантеона богов, их считали нейтрально настроенными, но старались задобрить (вот они, корни коррупции в России!), чтобы не нажелали худого новому члену общины. Вот краткий список действий, как задабривали сужениц:
- стол накрывали парадной скатертью с угощениями духам, чтобы не нажелали ребёнку голодной жизни,
- выпекали особо вкусный хлеб, угощая им всех домашних и повитух,
- часто трапезу для рожаниц готовили три вечера подряд в ожидании трёх гостий,
- в доме непременно было чисто прибрано,
- стол был декорирован цветами или свечами,
- домочадцы в ожидании рожаниц нарядно одевались.
Бытовали и такие суеверия: чтобы не явились судженицы и не испортили судьбу ребёнка, роженицам не давали спать три дня. Можно было действовать наоборот — пытаться их усыпить. В европейской культуре отголосок этих верований сохранился в сюжетах о феях-крёстных, как в сказке «Спящая красавица».
Из века в век традиция ослаблялась, на Русь завезли христианство, поэтому языческих «неправильных» богов стали усиленно затирать. Историк Ф. С. Капица отмечает, что культ рода и рожаниц был практически полностью забыт уже в раннем средневековье.
Старославянский бог Род трансформировался в духа — покровителя семьи, в «домового деда», а позже в охранителя новорождённых. Следы почитания Рода продолжали сохраняться только в быту, он стал связан с поминовением усопших. Например, поход на кладбище в родительские субботы и такие поминальные дни как «навий день» (Великий четверг) в Великий пост, и Радоница — вторник первой недели после Пасхи.
Кстати, профессиональный праздник рожениц и повитух назывался «рожаничная трапеза», а сегодня он известен как Собор Пресвятой Богородицы, он же праздник Бабьи каши.