Какой церковный праздник сегодня, 15 мая, почитается в православном мире

11:30, 14 Май, 2023
Анна Федорова
Источник фото: RG.ru

На пятнадцатое мая приходятся сразу четыре праздника, чествуемых христианами восточного обряда. Мы стараемся рассказывать читателю о каждой красной дате календаря, отмечаемой православным миром. У нас вы найдете информацию о значении каждого дня, его истории, а также обрядах, ритуалах и традициях, которые соблюдались нашими предками в течение многих веков.

Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)

В этот день Церковь вспоминает о святом Афанасии, который при жизни был епископом в городе Александрия. За время своей службы Господу он подарил миру много важных духовных сочинений. Умер святитель в 373 году.

Борис и Глеб Сеятели

Годовщина перенесения мощей мучеников Бориса и Глеба. Борис был в Святом Крещении Романом, тогда как Глеб носил имя Давида. Церковь вспоминает о сеятелях и мучениках, которые были родными братьями одного из лучших правителей Киевской Руси — Ярослава Мудрого. Каждый из них обрел смерть после соответствующего приказа Святополка. Князь считал их своими конкурентами в борьбе за престол Киева. Считается, что их мощи способны излечить от многих заболеваний.

Святителя Афанасия Сидящего, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца

Церковь вспоминает о святом Афанасии, который в миру носил имя Алексий. Святитель жил с 1560 по 1654 годы. За многие годы жизни он с честью исполнял обязанности Митрополита Солунской церкви, а после — Константинопольского Патриарха. Незадолго до смерти он отправился в Лубенский монастырь, где, согласно его завещанию, был погребен в сидячем положении. Это соответствовало восточным традициям.

Благоверного и равноапостольного царя Бориса (во Святом Крещении Михаила)

В этот день православные христиане вспоминают о благих делах царя Бориса, который при крещении обрел имя Михаил. Он жил в IX столетии, а покинул этот мир в 907 году. Считалось, что монарх сделал все возможное, чтобы христианство благополучно распространилось на территории Болгарии.

День ангела 15 мая, мужские и женские имена

Согласно церковному календарю, на 15 мая обладатели сразу семи имен отмечают свой день Ангела. Среди них 6 мужских и одно женское имя. Мы готовы помочь родителям, которым посчастливилось в этот день родить ребенка, подобрать для него подходящее христианское имя.

На пятнадцатое мая отмечают день Ангела обладатели следующих мужских имен:

  1. Афанасий. Имеет основы в Древней Греции. Там мальчиков называли Атанасиос, от местного слова «атанатос». Оно переводилось как «бессмертный»;
  2. Борис. Древнерусское имя, которое изначально звучало, как Борислав. Оно было образовано от слов «борец» и «прославившийся в борьбе». Также основой для него стало тюркское слово «барыш», что переводится, как «выгода»;
  3. Глеб. Имя пришло к нам из Скандинавии, где было распространено мужское имя Готлиб. Оно переводилось как «наследник богов» или «любимец богов». Также аналог существовал у немцев, где имя Готлиб разделялось на два слова: «Гот» и «либ», переводимые как «любовь к Господу». в славянских народах похожими словами были «глеба» или «глоба», которыми называли землю;
  4. Давид. Имя имеет древнееврейские корни, где многих мальчиков называли именем Давид. Слово переводится, как «любимый»;
  5. Михаил. Также часто использовалось древними евреями. У них было имя Михаэль, которое обозначало «равный Господу» или «попрошенный у Бога»;
  6. Роман. Имеет латинскую основу, где было слово «романус» или «римский». Так называли мальчиков в семьях, которые были родом из Рима. Также переводилось, как «римлянин».

Обладатели одного женского имени также отмечают свой день Ангела:

  1. Зоя. Имя, которое давали девочкам в Древней Греции. Оно звучало, как Зоэ и переводилось «жизнь».

Обряды, ритуалы, традиции, заговоры 15 мая в день Бориса и Глеба

В этот день крестьяне приступали к посеву тыквы, кабачков и огурцов. Если еще повременить с этой работой, урожай окажется скудным. Было принято 15 мая засеивать все поля. Согласно традициям, святые братья Глеб и Борис считались защитниками урожая от разных капризов погоды, насекомых, диких животных и прочих проблем, с которыми сталкивались крестьяне. В этот день следовало на рынках покупать домашнюю живность. Согласно народным приметам, в будущем она будет обладать хорошим здоровьем и не сбежит от хозяина.

Среди торговцев была традиция называть 15 мая своим профессиональным праздником, который отмечали с широким размахом. В честь красного дня календаря проводили ярмарки, где реализовывались овощи, зерно и различные бытовые предметы. День Сеятелей Бориса и Глеба благодаря активности торговцев называли Барыш-день. Если удавалось в этот день хорошо поторговать, следующий год также предвещал материальное благополучие. День завершали застольем, доступ к которым имели и бедные. Считалось, что делиться с нуждающимся — это возможность в будущем получить поддержку Господа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Магарыч: что это за традиция и почему она считается русской

Существовала традиция 15 мая еще до восхода Солнца пересчитать имеющиеся в наличии наличные деньги. Старались добавлять даже те, которые скрывали в секретном месте, чтобы в руках было больше купюр. Кроме этого, с этого дня прислушивались к соловьиным песням. Считалось, что таким образом птица уже прощалась с весной и призывала лето прийти. Если в этот день удавалось словить соловья, человек обеспечивал долгую и здоровую жизнь. В День Бориса и Глеба нельзя было прямо отказывать в просьбах. По этой причине часто обращались к руководству, чтобы повысить оплату труда или договориться о важном деле. Старались и возобновлять общение с обидчиком, чтобы попросить друг у друга прощения.

Мы уже сказали, что этот день был тесно связан с торговлей и пополнением материального благополучия. По этой причине 15 мая проводились финансовые ритуалы. Считалось, что 15 мая были особенно полезными обряды от вспыльчивости и лишней маеты. Ведь они приводили к конфликтам и безденежью.

Заговор, помогавший привлечь финансовое благополучие. Брался молодой листок растения, название которого было мужского рода (ясень, дуб и прочие), после чего с ним зачитывались магические слова:

«Ты уже не будешь расти и зеленеть, а будешь тлеть и темнеть. Мои же деньги пусть всегда приумножаются, никуда не деваются. Ты с них зависть людскую забери, беду от них отведи, да на себя переложи. Тебе – земля, моему кошельку – на крупных купюрах вензеля. Слово. Закон. Замок».

Наговоренным листов деньги накрывались, после чего он должен был лежать с ними вместе, пока не высохнет. Затем растение измельчалось и закапывалось в грунт.

Обряд, проводившийся 15 мая для улучшения торговли. Следовало дождаться первого покупателя сутра, который обязательно уходил с товаром. Без покупки он не должен был уйти, и важно, чтобы он получил сдачу. Даже если покупатель дал полную стоимость товара, следует сослаться на акцию и вернуть часть средств. Таким образом, активизировалась денежная энергия. Когда счастливый клиент уходил, следовало выйти за прилавок или порог на место, где зачастую ходят покупателя. Туда сыпалось немного сахара и читались слова:

«Сладким встречаю, покупателей к себе привечаю. Пусть они мой магазин не забывают, постоянно его посещают, да товары покупают. Деньги. Успех. Прибыль».

Рассыпанный сахар не выметался до тех пор, пока не разнесется на ногах покупателя. Считалось, что клиенты будут раз за разом возвращаться в полюбившуюся лавку.

Заговор против маеты. С утра покупалось свежее молоко и приносилось еще теплым домой. Затем его разливали по емкостям, в процессе говоря следующие слова:

«Шла маета, к камню пришла. Глеб и Борис, помогите, камень поднимите. Маету под него загоните. Пусть она там сидит, не выходя, мою душу не тревожа никогда. Теперь дубом крепким подоприте, цепью с замком закрепите. Мое слово закон. Аминь. Аминь. Аминь».

Магическим молоком умывались, а остатки в емкости выливались в проточную воду.

Ритуал, помогавший избавиться от вспыльчивости. Если человек излишне нервозен и не всегда способен сдержать себя в руках, что приводит к конфликтам, существовал способ уберечь его от этого. 15 мая можно было избавиться от опрометчивости. Следовало для обряда собрать ветви разных деревьев, из которых разводился костер. Затем нужно было взять белую ткань и бросить ее в пламя, предварительно трижды в нее плюнув. После читалось заклинание:

«Злость свою в огонь бросаю, себя от нее навсегда избавляю. Спокойствие и я – теперь мы навсегда. Аминь. Аминь. Аминь».

Дождитесь, пока ткань не превратится в пепел, после чего вновь в него плюньте. после того как огонь тушился, следовало уйти с места ритуала, по дороге не ведя ни с кем беседы и не оборачиваясь. По приходу домой умывались и делали три глотка святой воды.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *