Китай пообещал жесткий ответ США за запрет пролетов над Россией

09:36, 12 Окт, 2025
Ирина Валькова
Россия и Китай
Иллюстрация: pronedra.ru

Китай заявил о готовности предпринять ответные меры против США в случае введения запрета для китайских авиакомпаний использовать воздушное пространство России при выполнении рейсов в или из Соединённых Штатов. Такое заявление сделал директор Института исследований международных отношений при Нанкинском университете профессор Чжэн Аньгуан в интервью агентству РИА Новости.

«Если США поступят подобным образом, Китай неизбежно ответит. Контрмеры могут быть приняты в авиационном секторе, например, введение ограничений для американских самолётов использовать воздушное пространство Китая», —

подчеркнул эксперт.

По словам профессора, подобный шаг Вашингтона будет воспринят в Пекине как откровенно недружественный акт, направленный не только против Китая, но и против России, поскольку речь идёт об ограничениях на использование российской территории.

Политика давления и ответные шаги

Ранее стало известно, что администрация президента США Дональда Трампа рассматривает возможность запрета китайским авиакомпаниям пролетать над территорией России при выполнении транзитных рейсов в США и обратно. Официально в Белом доме эту меру объясняют соображениями «национальной безопасности» и «сокращением зависимости от российских маршрутов».

Однако аналитики отмечают, что истинной причиной может быть экономическое и геополитическое давление на Китай и Россию. Пролёты над территорией РФ позволяют авиакомпаниям КНР сокращать маршрут между Азией и Северной Америкой на несколько часов, что даёт им конкурентное преимущество перед западными перевозчиками.

Запрет вынудил бы китайские авиакомпании выбирать более длинные маршруты через Ближний Восток или Северный полюс, что привело бы к увеличению времени полёта, расхода топлива и стоимости билетов.

«Фактически Вашингтон пытается ударить по экономике Китая через авиацию — одну из стратегически важных отраслей страны», —

считает китайский экономист и авиационный аналитик Лю Чжэньхуа.

Ответ Пекина: не только небо, но и ресурсы

По словам профессора Чжэна, Китай может пойти на асимметричные ответные меры, включая ограничения на экспорт в США редкоземельных металлов и другого сырья, используемого в авиационной и оборонной промышленности.

Редкоземельные элементы — важнейшая составляющая производства электроники, двигателей, радаров и навигационных систем. Китай контролирует более 60% мировых поставок этих материалов, что делает его позицию в потенциальной торгово-авиационной войне особенно сильной.

«Пекин не заинтересован в эскалации, но если Вашингтон продолжит действовать в духе санкционной логики, Китай будет вынужден защищать свои национальные интересы всеми доступными средствами», —

отметил Чжэн Аньгуан.

Российский фактор

Отдельного внимания заслуживает роль России в этом конфликте. Эксперты полагают, что инициатива США направлена не только против Китая, но и против транспортной роли России в международной авиации.

С 2022 года, после введения масштабных санкций, западные авиакомпании лишились права пролёта над территорией РФ, что уже изменило географию мировой авиации. Для китайских перевозчиков, напротив, российское воздушное пространство оставалось ключевым элементом логистики между Азией и Европой, а также Америкой.

Если США добьются введения такого запрета, Москва и Пекин, вероятно, ещё теснее объединят усилия в сфере гражданской авиации и транзитных маршрутов.

Российский авиационный эксперт Алексей Михайлов в беседе с «Лентой.ру» отметил, что «в долгосрочной перспективе подобные действия Вашингтона лишь ускорят формирование альтернативных транспортных коридоров Востока и подорвут монополию США в глобальной авиационной политике».

Контекст: новая «воздушная холодная война»

Наблюдатели отмечают, что ситуация вокруг пролётов может стать новой точкой напряжённости в отношениях между Китаем и США, дополняя уже существующие споры — от Тайваня до торговли микрочипами.

Эксперты говорят о «воздушной холодной войне», где маршруты, воздушные коридоры и авиационные соглашения становятся инструментом давления не меньше, чем санкции или пошлины.

«Мы видим формирование новой геополитической карты неба. Воздушные маршруты становятся ареной противостояния держав — так же, как в XX веке ею были морские пути», —

подытожил Чжэн Аньгуан.

Перспективы

По оценке международных наблюдателей, если США всё же введут ограничения, то ответ Китая последует незамедлительно и будет ощутимым для американского бизнеса.

В авиационной сфере это может привести к росту стоимости рейсов, дефициту маршрутов и срыву логистических цепочек, а в экономике — к очередному витку напряжённости между двумя крупнейшими державами мира.

Россия, в свою очередь, может получить временные преимущества, укрепив свои позиции как транзитная держава для азиатских перевозчиков. Однако в долгосрочной перспективе миру, похоже, предстоит жить в условиях разделённого воздушного пространства, где политика и экономика переплетаются так же тесно, как маршруты авиалайнеров на глобальной карте.

Ранее журналисты сайта «Пронедра» писали, что зловещее предсказание о Третьей мировой: в Лондоне пророчат союз России и Китая против Запада

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *