«Игра престолов» в эпоху Минина и Пожарского: почему царем стал Романов

18:12, 17 Апр, 2021

Нет в России такого человека, который бы не знал имя князя Дмитрия Пожарского – это национальный герой, и его заслуги перед Отчизной никогда не померкнут. Благодаря его умениям, влиянию и организационным способностям, ополчение под его командованием освободило Москву от польского нашествия в 1612 году. Именно ему и гражданину Минину возведен памятник. То, что поляков выкурили из столицы — далеко не единственная победа князя Пожарского, который в свое время мог бы стать царем на Москве. Почему же не стал?

Подноготная князя Пожарского была безупречна

Дмитрий Михайлович родился в славном знатном семействе из династии Рюриковичей. Его род пошел от князя Ивана Всеволодовича — младшего сына владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. Родился, образовывался и воспитывался сообразно возможностям семьи — от жизни брал лучшее, но и отдавал Родине немало.

В 1612 году после изгнания поляков встал вопрос об избрании царя на московский престол. Выборы созвали вожди Ополчения, и Земский собор провозгласил царём юного 16-летнего Михаила Романова, приходившегося дальним родственником угасшей династии по линии первой жены царя Ивана Грозного – Анастасии Романовой.

Удивительно, отчего за скобки вынесли самого дельного кандидата на престол — проверенного в боях и учениях князя Пожарского? Ведь Романовы ему даже в подметки не годились, учитывая родословную.

Во время Смуты русский престол решено было избрать настоящего Рюриковича – князя Василия Шуйского, но тот не справился с управлением. В России углублялся кризис, а тут еще и поляки — они, как всегда, били по самому больному месту и то, что удалось их изгнать буквально из Кремля — божье чудо.

Стратегия Пожарского — за выбор государя-иностранца

Год спустя после изгнания поляков из Москвы Земский собор оказался перед странным выбором:

  • приглашение государя со стороны, очередного «варяга на царство»;
  • выбор из местных кандидатов, почти все они — Рюриковичи.

Удивительно, но князь Пожарский выбрал странную стратегию — просить иноземца княжить в Москве, не отжимать престол под себя. Дипломатические связи со Швецией у полководца были еще со времен военной кампании против поляков. Но народ русский такое мнение Пожарского напугало, ведь круль Польский Сигизмунд Третий претендовал еще и на шведскую корону! А тамошнего короля Густава-Адольфа уже признали своим монархом жители Великого Новгорода.

Дилемма, казалось бы, была неразрешима. Да и оба потенциальных царя-иноземца были бездетны — ситуация явно нездоровая. Но даже при таком явном раскладе в свою пользу Дмитрий Михайлович не лез во власть, а предпочитал выступать дипломатом в различных прениях о будущем державы.

Смутное время как результат слома традиций Руси

Когда в 1613 году Земский собор избирал царя, установка была уже четкой — царя в иных землях не искать, использовать местные кадры. Но по какому критерию? Знатность, опыт, воинская доблесть или еще что?

Для начала сортировки выборная комиссия решила исключить вечных смутьянов и интриганов Рюриковичей: их расплодилось уж очень много, и от их династических распрей стонала вся земля Русская. Царь должен быть самодостаточной фигурой, а не игрушкой в руках бояр — князь Пожарский был бы идеален в этой роли, но он, увы, из Рюриковичей.

От Смутного времени народ устал, поэтому и решено было устранить от власти потомков славного Рюрика. Хотя бы на время, ведь стране нужно было просто вернуться к традиционному укладу, как было до Смуты. Исключительно важно, что именно князь Пожарский одним из первых подал пример такого повиновения законам и укладу родной земли.

За свои заслуги перед Отечеством Дмитрий Михайлович получил от нового царя сан боярина, но отнюдь не стал первым среди бояр, уступая в традиционной иерархии многим знатным кланам. Смирение, знание и воздержанность князя вошли в историю России, как и беззаветная храбрость освободителя Москвы от поляков.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *