Кто виноват в трагедии в Баренцевом море и что вообще произошло

13:25, 05 Июл, 2019
Анна Федорова

Трагедия в Баренцевом море породила много вопросов. Получить на них ответы мне помогли некоторые должностные лица Минобороны и Генштаба. Прежде всего хотелось уточнить, — на какой именно подлодке случилось ЧП, а то гуляют разнотолки? И что она делала в море?

Мне разъяснили, что правильно подводный корабль следует называть научно-исследовательским автономным глубоководным аппаратом Северного флота. Он выполнял важную учебно-боевую задачу по исследованию рельефа дна в Баренцевом море в интересах обеспечения применения сил Военно-Морского Флота в территориальных водах России.

Зачем делаются эти самые исследования морского дна? Есть подводные течения, которые то углубляют дно, то намывают огромные банки – подводные горы, которые надо иметь в виду нашим подводникам, которые ходят в этих районах. По сути, работа этих людей, с которыми случилась беда в Баренцевом море, направлена на безопасность нашего флота.

Этот аппарат поступил на вооружение ВМФ в начале 2000-х и к разрабатываемому перспективному вооружению (торпедам-беспилотникам «Посейдон» и прочему «новому супероружию», как об этом пишут в соцсетях) отношения не имеет.

Трагедия в Баренцевом море

При погружении глубоководного аппарата или станции АС-31 (по другим сведениям — АС-12) ВМФ в Баренцевом море во время пожара погибли (отравились ядовитым дымом) 13 капитанов и один подполковник медслужбы, в том числе семь капитанов 1 ранга и два Героя России. Станцию АС-31 проекта 10831 принято называть «Лошарик», поскольку прочный корпус состоит из цепочки титановых сфер, или шаров, и может выдерживать очень большое давление при погружении до 6 км, хотя нет данных, что «Лошарик» реально когда-либо уходил на такую глубину.

Во время аварии аппарат исследовал морское дно в наших территориальных водах вблизи Кольского залива, на берегу которого расположены Мурманск, Североморск и Полярный. Средняя глубина Баренцева моря — 220 м, и не совсем понятно, зачем было посылать глубоководную станцию нырять на 200 м, когда она рассчитана на километровые глубины, и зачем там было столько капитанов.

Для таких глубин есть другие, подешевле, обитаемые и необитаемые (беспилотные) аппараты.

Выжившие на борту 4 военных-гидронавта и один гражданский специалист сумели поднять станцию на поверхность, и ее благополучно доставили на базу в Кольском заливе. Техническую причину, локализацию возгорания и хронологию катастрофы можно будет точно выяснить, но непонятно, что именно военное начальство потом расскажет публично. Пока со ссылкой на некие внутренние источники распространяются всякие истории о коротком замыкании и о взрыве-возгорании водорода «в аккумуляторной яме лодки». Сама станция, по словам министра обороны Сергея Шойгу, пострадала от пожара не так уж серьезно, и ее можно будет восстановить «в короткие сроки», а ее ядерная силовая установка и вовсе «полностью в работоспособном состоянии». Только люди погибли.

Пожары в принципе случаются на подлодках, и плавсостав вроде должны хорошо готовить выживать и бороться с огнем, но 14 задохнувшихся гидронавтов почему-то не сумели воспользоваться индивидуальными дыхательными аппаратами ИДА, которые они должны были носить с собой постоянно, или подключиться к трубопроводному источнику чистого воздуха, как положено по инструкции при пожаре на борту. 7 апреля 1989-го другая титановая секретно-экспериментальная ядерная подлодка К-278 «Комсомолец», известная до того во флоте как «золотая рыбка» из-за чудовищной стоимости и установившая до сих пор актуальный мировой рекорд погружения боевого корабля на 1027 м, затонула из-за пожара. Погибли 42 моряка из 69.

Оборонщики обвинили сменный экипаж в ошибках и в недостаточной подготовленности, моряки — промышленность в существенных конструктивных недостатках при проектировании и строительстве К-278. Аргументы были и у тех, и у других, но с распадом СССР история К-278 постепенно забылась, и она осталась на дне Норвежского моря, недалеко от острова Медвежий вместе с заглушенным реактором и парой ядерных боезарядов.

Почему на борту было так много старших офицеров

Для научных исследований применяются многолучевой эхолот, профилограф, механические манипуляторы и другое. Использование такой техники требует высочайшего профессонализма опытных спецов. Потому на вопрос — «Почему так много старших офицеров было на борту?» я получил такой ответ:

— А что, по вашему, такой техникой должны управлять юные контрактники? По сути, все они военные ученые-исследователи. Даже в названии задачи, которую они выполняют, это и звучит – научно-исследовательские работы.

Среди погибших подводников было два Героя России

Президент попросил министра обороны лично выехать в Североморск заслушать доклады и оказать помощь близким погибших.

Министр обороны Сергей Шойгу доложил на встрече с президентом России Владимиром Путиным, что среди погибших при пожаре на глубоководном аппарате моряков-подводников было два Героя России.

— Среди погибших при пожаре на глубоководном аппарате Минобороны — 7 капитанов 1 ранга, среди них — два Героя России, экипаж был высокопрофессиональным, — привёл Путин выдержки из доклада министра обороны.

Гибель моряков президент назвал большой потерей для флота и вообще для армии.

 

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *