Центральный банк России позиционируется как банк, работающий для банков
Для всех банковских предприятий коммерческого типа ЦБ выступает в качестве завершающей инстанции, решение которой является судьбоносным для российских финансовых структур. Свое начало история ЦБ берет с 1990 года, именно тогда вновь образованная структура пришла на смену Госбанку СССР. Но следует учитывать, что в новом учреждении образовались несколько иные принципы функционирования. В этом материале мы предоставим своему читателю информацию о том, кому на самом деле принадлежит российский ЦБ и кому он подчиняется.
Общий спектр задач ЦБ РФ
В работе ЦБ просматривается вполне конкретное направление, ориентированное на развитие всей банковской сферы РФ. Первоначальные задачи по обеспечению защищенности эффективности системы платежей в государстве, а также по поддержанию стабильного состояния национальной валюты мало в чем изменились.
Ориентируясь на целевое направление задач, стоящих перед ЦБ, можно определить несколько основных:
- создание эмиссии с последующей монопольной реализацией печати денежных единиц;
- исполнение непосредственных функций главного правительственного ведомства;
- хранение золотовалютного запаса страны;
- операции по посредничеству в проведении любых операций с безналичным расчетом на правах основного центра проведения расчетов в стране.
Центробанк позиционируется в РФ как банк, работающий для банков. Его деятельность преимущественно направлена на российские банки коммерческого типа:
- осуществление хранения банковского потенциала в масштабах, установленных на государственном уровне;
- контролирование деятельности всех банковский предприятий, функционирующих в российском пространстве;
- банковское кредитование.
Также следует определить, что в число полномочий, возложенных на ЦБ, есть и регулировка экономической сферы. Делается это при помощи установленной в стране политики кредитно-денежных отношений.
Кому принадлежит ЦБ и кому он подчиняется
Специальный акт № 86-ФЗ позволяет осуществлять регулирование полномочий и предоставляет Центробанку статус, полученный при создании этого ведомства компетенции особого направления.
Если задуматься, то Центробанк нельзя отнести к структуре государственной собственности, ведь фактически перед законом ЦБ выглядит как юридическое лицо, набирающее целый штат служащих. Но не смотря не это, спектр возложенных на него задач можно смело отнести к рангу государственного института, так как на лицо видна функция принуждения со стороны государства.
Дабы разобраться в вопросе, кто является владельцем ЦБ, следует определить, кто владеет уставным имущественным капиталом – им владеет государство, но несмотря на это, право распоряжения золотовалютным запасом страны принадлежит ЦБ. Очерчен спектр финансовых обязанностей: ЦБ обязан нести ответственность исключительно за собственные обязательства, но никак не за государство. С правовой точки зрения, РФ теоретически может быть признана банкротом, в случае если в недрах ЦБ не будет ЗВР государства. Таким образом, четко просматривается зависимость государства от Центробанка. Однако в то же самое время банк не в состоянии самостоятельно оплачивать свои возможные расходы и имеет зависимость от России.
В качестве подведения итога можно заключить наличие очень тесной взаимосвязи ЦБ, как основного финансового регулятора государства, и страны в целом, но вот степень фактической и юридической зависимостей имеет значительные отличия.
Структура управления ЦБ РФ предусматривает наличие руководителя и лиц, входящих в состав совета директоров. Всего их количество составляет 14 человек. Полномочия по избранию членов совета возлагаются на парламентариев Госдумы. Кандидатов предлагает сам Центробанк, а все нюансы оговариваются с российским президентом. Избирательная программа происходит с периодичностью один раз в пять лет. В течение указанного периода совет работает на систематической основе.