Ценообразование в царской России: сколько стоили крепостные
Современный человек осознает ценность жизни, как нечто эфемерное, не имеющее выражения в деньгах. А ведь до 1861 года наши предки продавали себе подобных, меняли их на что-нибудь более подходящее или закладывали в уплату карточного долга. Таков был общественный строй в царской России, но сколько именно стоили крепостные?
Как продать крепостного, знал каждый начинающий помещик. К тому времени, как он вступал в наследство или начинал пользоваться своей частью семейного капитала, это уже была сформировавшаяся личность. Она рождалась и росла в условиях, где жизнь человеческая могла стоить копейку, а могла и вовсе ничего не стоить, невзирая на пол и возраст. По аналогии с королями: люди рождались в своем сословии и жили согласно традиционным для него законам.
Царская Россия всё же сделала над собой усилие, законодательно запретив крепостное право в 1861 году. Реформа была прекрасна, но ее воплощение в жизнь ужаснуло всю страну. Многие умирали с голоду, сходили с ума, уходили в город — ситуация накалялась, требуя выхода. И революции 1905 и 1917 года, наконец, позволили России стать качественно другой, и заставили весь мир ахнуть.
Крепостной и крестьянин — разные понятия
Раннее Средневековье (XI век) и абсолютизм середины XIX столетия характеризовались постоянной флуктуацией цен на крепостных. Напомним сразу, что слово «крепостной» происходит от «крепость», «крепить». Кого и к чему прикрепляли? Крестьянина к земле. Не всякий крестьянин при этом был крепостным, многие жили общинами. Но обстоятельства могли сложиться самым ужасным образом, и человек свободный часто путался в долгах, вынужден был отрабатывать их барину своим трудом, в итоге мог попасть в самое натуральное рабство.
О ценах на крепостных есть немало исторических работ. Историки отмечают, что в 1782 году годовалая девочка стоила всего полтинник. Ребенка продавали за 50 копеек, поскольку ни навыков, ни показателей ее трудоспособности или здоровья никто не знал. Для сравнения: в том же году полтинник стоила немолодая лошадка или свинка.
Ценник крепостного поднимался выше лишь при наличии квалификации: ценились повара и куафёры, горничные и обученные грамоте. Их рыночная стоимость в сотни раз превышала детский ценник.
При Екатерине Великой крепостные сильно подорожали
В трудах историка Ключевского о крепостном праве в императорской России написано немало. Академик отмечает, что в эпоху Екатерины II еще больше прежнего развилась торговля крепостными душами с землей и без земли. Государство велело привести рабовладельческий рынок в тонус: установить реальные и доступные цены на живой товар.
Например, в начале царствования Екатерины при покупке целыми деревнями крестьянская душа с землей обыкновенно ценилась в 30 рублей. С учреждением заемного банка в 1786 года стоимость подушная возвысилась до 80 рублей, хотя банк принимал дворянские имения в залог только по 40 рублей за душу.
В конце царствования Екатерины вообще трудно было купить имение дешевле 100 рублей за душу. При розничной продаже здоровый работник, покупавшийся в рекруты, ценился в 120 рублей. А в начале царствования — даже в 400 рублей.
Как продавали крепостных в царской России
Принцип продажи крепостных был понятен, но с приходом газет в жизнь, схема упростилась. Начали давать объявления: и о продаже, и о банкротстве, и о предстоящих торгах в определенном городе. На периферии цены были пониже, в столице повыше. В поместьях под Санкт-Петербургом и Москвой на людей, проживающих с хозяином, были самые высокие цены.
Повар высокого уровня мог стоить несколько тысяч рублей. А за опытного цирюльника давали тысячу и более. Но больше всего ценились крепостные, имевшие склонность к коммерции. Эти люди торговали, проявляя смекалку и трудолюбие. А их барин получал с торговцев солидный оброк.
Бывали и курьезные случаи — жизнь-то непредсказуема. Проигравшийся в пух и прах князь Репнин не имел денег на покрытие долга чести. Поэтому собрал своих крестьян и объявил им, что готов отпустить на волю всех сразу. Но для этого они должны все скинуться — по 25 рублей за каждого. Крестьяне посовещались между собой и ответили отказом, о котором потом много раз жалели.