По максимуму: россиянам разъяснили, почему в школах набирают по 30 первых классов
Жители Российской Федерации остались ошеломлены свежими новостными заголовками. Во многих уголках страны зарождается новая тенденция: количество первоклассников в школах достигает рекордных показателей, в некоторых случаях формируется до 30 первых классов. Издание Пронедра, ссылаясь на данные iz.ru, отмечает, что в ряде образовательных учреждений букв алфавита едва хватает для обозначения всех классов.
Растущий тренд: кто в лидерах?
В текущем учебном году образовательный комплекс «Южный город», расположенный в поселке Придорожный Волжского района Самарской области, установил новый рекорд, сформировав 31 первый класс. Общее число учащихся первого класса в этой школе достигло 930 детей. Учебный процесс для них и старших классов организован в трех зданиях комплекса. В социальных сетях уже появились шутки о том, что в скором времени школе придется прибегнуть к использованию редко употребляемых букв русского алфавита, таких как «Ы» и «Ё», для именования классов, поскольку стандартного набора может не хватить.
По информации, предоставленной представителями Министерства образования и науки Самарской области, образовательный центр «Южный город» находится в районе, который активно застраивается, и в этом учебном году более 6,8 тысячи учащихся будут обучаться в трех корпусах данной школы, что делает её самой большой в регионе.
Для сравнения, в 2013 году в Самарской области насчитывалось 706 образовательных учреждений с общим числом учащихся более 284 тысяч человек, тогда как в 2023 году число школ уменьшилось до 671, но при этом количество школьников увеличилось до 364 тысяч. В министерстве подчеркивают, что сокращение числа школ произошло не за счет их закрытия, а благодаря процессу реорганизации, в ходе которой некоторые учебные заведения объединялись.
Почему российские школы набирают по 30 первых классов
Процесс укрупнения школ в России, который набирает обороты с конца 2000-х годов, вызывает множество дискуссий среди специалистов в области образования. Всеволод Луховицкий, активный член профсоюза «Учитель», указывает на то, что в Москве этот процесс привёл к созданию образовательных мегакомплексов, в которых под одной крышей могут обучаться несколько тысяч учеников. По его словам, главное преимущество такого подхода заключается в удобстве управления для административных структур, таких как министерства образования, которым значительно проще координировать работу одного крупного учебного заведения, чем множества маленьких. К тому же, большие школы имеют доступ к более обширному финансированию, что обеспечивает их руководству стабильность.
Дмитрий Казаков, преподаватель из Нижегородской области, подчеркивает, что укрупнение затронуло и сельские школы. Малые учебные заведения становились филиалами более крупных, что в конечном итоге приводило к их закрытию, поскольку для этого не требовалось согласие сельского сообщества. Казаков отмечает, что такая практика является частью глобальной тенденции, примеры которой можно наблюдать в образовательных системах по всему миру, включая США.
Евгений Романенков, заместитель руководителя департамента общего и дополнительного образования и заслуженный учитель РФ, выражает опасения, что такие масштабные образовательные комплексы, хотя и являются экономически выгодными, могут не способствовать всестороннему развитию учащихся и профессиональному росту учителей. Он подчеркивает, что образование должно быть инвестицией в будущее каждого ребенка и страны в целом, а не объектом для оптимизации расходов.
Таким образом, Романенков и другие эксперты в области образования выражают обеспокоенность тем, что укрупнение школ может привести к ухудшению качества образования и личностного развития учеников, а также к снижению профессиональных возможностей для педагогов. Это поднимает важные вопросы о том, какие ценности и приоритеты должны лежать в основе образовательной политики.
Польза укрепления относительна
Польза масштабирования школьных учреждений является предметом дискуссий среди экспертов в области образования. Евгений Романенков, заслуженный учитель РФ, утверждает, что малые школьные коллективы создают идеальные условия для индивидуального развития каждого ученика. Он подчеркивает, что в больших школах учащиеся и учителя могут чувствовать себя потерянными и обезличенными, а директор школы должен лично знать каждого из своих сотрудников и учеников.
Всеволод Луховицкий из профсоюза «Учитель» поддерживает эту точку зрения, указывая на то, что в больших школах, где ученики даже в одной параллели не знают друг друга, создается неблагоприятная атмосфера для обучения. Он также выражает мнение, что ученики должны быть знакомы со всеми преподавателями школы, даже если те не преподают им напрямую.
Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета, подчеркивает важность небольших коллективов для поддержания психологического комфорта учащихся, особенно первоклассников. Он считает, что лучше иметь больше классов с меньшим количеством учеников, чтобы обеспечить более тесное взаимодействие между классами и успешное проведение воспитательных мероприятий.
Статистика Минпросвещения показывает, что многие младшие школьники вынуждены учиться во вторую смену, что не является оптимальным для их развития. Лубков утверждает, что количество параллельных классов не всегда указывает на нехватку мест, если все классы обучаются в одну смену и каждый учитель ведет только один класс.
Дмитрий Казаков поднимает вопрос о поиске баланса между слишком большими и слишком маленькими школами, предлагая взглянуть на советский опыт строительства школ.
Ирина Абанкина из НИУ ВШЭ указывает на то, что большие школы могут быть эффективными для среднего и старшего звена образования благодаря возможностям для специализированного обучения. Однако для начальной ступени она рекомендует использовать небольшие здания, чтобы учесть психологические и эмоциональные аспекты развития детей.
В заключение, Абанкина отмечает, что экономические интересы инвесторов часто превалируют над педагогическими и психологическими рекомендациями, что приводит к созданию крупных школ, не соответствующих потребностям детей. Это подчеркивает необходимость баланса между экономической эффективностью и качеством образовательного процесса.