Почему гибель «Принцессы Алисы» быстро забыли

Имена Алиса и Александра с XVIII века считаются несчастливыми в династиях Европы. Редко, когда Александрам удавалось дожить до двадцати лет. Очевидно, для кораблей это имя тоже было неправильным. Иначе как пояснить трагическую гибель «Принцессы Алисы» — красивого прогулочного парохода, курсировавшего в Лондоне в конце XIX века?

Век промышленный — девятнадцатый — принес немало усовершенствований, однако осложнил жизнь людей. Например, речное судоходство интенсифицировалось существенно, что потянуло за собой введение новых правил и кодексов поведения на воде. В XIX веке немало морских держав пережили сокрушительные катастрофы. Поэтому уже в 1848 году Англия и Франция приняли соглашение о предупреждении столкновения судов в море.

Россия тоже вступила в этот союз, соблюдающий новые — ужесточенные после нескольких страшных катастроф — правила поведения судов. Капитан «Принцессы Алисы» был превосходно осведомлен обо всех аспектах поведения на воде, однако обстоятельства оказались необоримы.

Трагедия на Темзе унесла жизнь 650 человек

Темза — река протекающая и по столице Англии, 3 сентября 1878 года столкнулись прогулочный пароход «Принцесса Алиса» и еще одно судно. Казалось бы, не Титаник, а итог трагедии страшный — 650 погибших!

В 1880-х годах лондонцы обожали речные прогулки: гуляли на лодочках, а позже появилась возможность совершить путешествие на комфортабельном пароходе. Это была новинка, так что у горожан речной вояж от Лондона до Ширнесса с остановкой в Грэйвсенде был на пике популярности.

Индустрия развлечений тогда тоже переходила на новый уровень. Так что всем хотелось посетить Рошервильские сады — прообраз Диснейленда, где было множество аттракционов за гуманные деньги.

Пароход «Принцесса Алиса» принадлежал Лондонской пароходной компании. Вот уже 12 лет он возил пассажиров в однодневные круизы по Темзе от Лондонского моста до Ширнесса и обратно. Благодаря такому речному кораблю, десятки тысяч лондонцев могли позволить себе уик-энд вне города. Крупнее этого прогулочного судна тогда ничего не было.

День 3 сентября 1878 года зафиксирован в бортовых журналах поминутно. «Принцесса Алиса» отшвартовалась от причала на левом берегу Темзы, сделала запланированные остановки в Гринвиче, Вулвиче и Грэйвсенде. После трехчасовой стоянки в Ширнессе, отведенной для пикника на суше, экскурсанты возвратились на борт судна, и оно отправилось обратно в Лондон.

Но, когда пришла пора принять на борт сотни отдыхающих, завершивших свой день в Рошервильских садах, оказалось, что всех на борт принять невозможно — возникнет перегруз. Так что капитан взял лишь половину из них и отправился по маршруту в Лондон. На «Принцессе Алисе» тогда оказалось порядка тысячи пассажиров — домой доберутся лишь счастливчики.

Фарватер Темзы не учитывал напряженного графика судоходства

Тогда на Темзе не существовало единых правил расхождения судов на фарватере реки — все расходились, как получалось. Это и сыграло роковую роль в трагедии. Пока «Принцесса Алиса» шла вдоль правого берега Темзы к мысу Трипкок, капитан в 19 часов 35 минут заметил ходовые огни встречного судна. Ширина Темзы в месте встречи судов равнялась трети мили, видимость была отличной, поэтому судна легко шли на сближение.

Но капитан «Алисы» не учел мощное течение при выходе из-за мыса — оно вынесло его на стремнину реки. А лоцман на встречном судне «Байуэлл Касл» успел увидеть зеленый огонь правого борта «Принцессы Алисы». Удар, течь, паника — и всё это происходит уже в сумерках. У «Принцессы Алисы» не было никаких шансов против винтового судна, ведь нос угольщика протаранил машинное отделение, буквально переполовинив корпус прогулочного лайнера.

Экипаж «Байуэлл Касла» извлек из воды 63 пассажиров, а всего спасшихся было около двухсот. Многих выручил экскурсионный кораблик «Дюк оф Тек», подошедший к месту трагедии через десять минут. Масштаб трагедии потряс Британию, а парламент уполномочил управление торговли провести официальное расследование катастрофы.

Решение Адмиралтейского суда впоследствии отмечало, что вина полностью лежит на погибшем капитане «Принцессы Алисы». Судьи установили, что в момент столкновения у штурвала нес вахту человек, который не являлся членом экипажа.

Но урок из трагедии извлекли, ужесточив правила речного судоходства. Эти рекомендации легли в основу будущего кодекса плавания по Темзе. А в 1899 году — в свод Международных правил для предупреждения столкновений судов в море.

Комментарии

Ваше мнение

  • 29 июля: этот день в истории России

    28.07.2021 / 8:00

    День 29 июля в истории России отмечен множеством событий, имевших огромное значение. Например, в 1586 году московскими воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным основан город Тюмень на реке Туре. А в 1769 году осуществлен выход из Кронштадта русской эскадры под командованием адмирала Г. А. ...

  • Почему в гаремах наложницы никогда не храпели

    27.07.2021 / 19:13

    Султанский гарем был, по сути, раем на земле. И храп в гареме мог восприниматься, как нарушение дисциплины, а это сурово каралось. Кто управлял гаремом, и почему наложницы четко знали свое место и правила поведения, расскажем в нашей публикации.

    Представления о жизни гарема как государственного ...

  • 28 июля: этот день в истории России

    / 12:00

    День 28 июля в истории России отмечен множеством событий, имевших огромное значение. Например, в 1015 году родился Владимир Святославич, киевский князь, святой. В 1697 году экспедиция казачьего пятидесятника Владимира Атласова высадилась в устье реки Камчатка. Начинается присоединение одноимённого ...