Почему Репина не пускали в Третьяковку

18:12, 07 Фев, 2021

Художник Илья Репин был перфекционистом — это свойственно артистической натуре. Еще при жизни картины мастера прекрасно продавались, часто их брал Павел Третьяков — тогдашний олигарх и меценат. Формируя свою Третьяковскую галерею, он постоянно имел дело с художниками и порой поражался непосредственности богемы. Например, Илью Репина владелец галереи приказал не пускать в Третьяковку.

Илья Репин и Павел Третьяков состояли в непрекращающейся переписке, она, кстати, опубликована и ее интересно читать. Двое зрелых мужчин постоянно спорят, и миллионер постоянно критикует работы Репина. «Простите, что я вмешиваюсь в чужие дела, что же делать, когда они мне близки!» — писал олигарх в письме живописцу. Так Павел Михайлович оправдывался за то, что давал советы по доведению репинских картин до совершенства.

Репин часто соглашался с заказчиком и шел переделывать написанное: брал мольберт, заходил в Третьяковскую галерею, снимал полотно и дорисовыл нужное. Или зарисовывал ненужное. Конфуз заключался в том, что картины уже не принадлежали Репину — они уже были куплены Третьяковым и выставлены в его галерее.

Когда вести о таком непосредственном поведении Репина дошли до галериста, Третьяков приказал не пускал Илью Ефимовича, если при нем были рисовальные принадлежности.

Миллионер Третьяков постоянно критиковал картины Репина

Однако Репин не всегда следовал советам олигарха — порой они казались художнику кощунственными. Вот пара примеров правок Третьякова, которые Репин отверг. Портрет писателя Тургенева мог бы сильно пострадать, если бы Илья Ефимович дал его «поправить».

Этот портрет был первым, с него началось сотрудничество и близкое знакомство с галеристом. Когда тот выставил репинский портрет Ивана Тургенева, на него обрушились волна критики. Третьяков в волнении написал Репину: «Живописью я доволен, но сходство — не нахожу его вполне удовлетворительным, жена моя и брат тоже не находят»… и вскоре передал его из своего музея в галерею Солдатёнкова.

История правок картины Репина Третьяковым зафиксирована в письмах

Судьба еще одной выразительной репинской картины могла бы стать другой — «Царевна Софья» предстала бы не в столь ярком антураже. Художник рисует опальную царевну в Новодевичьем монастыре, в страшные дни — тогда вокруг казнили и пытали её приближённых, а в окне царевны виднеется повешенный стрелец.

Илья Репин перед написанием полотна тщательно изучил исторические документы, так что был уверен в картине на все сто. Павел Третьяков посоветовал удивительную деталь для улучшения изображенного. В очередном письме Репину олигарх попросил дать царевне «в руку ручное зеркало (иных тогда трудно иметь было, в особенности в монастыре), которое могло бы быть судорожно сжато и опущено; другая рука могла бы схватиться за стол или иное что; тогда фигура вышла бы еще выразительнее и энергичнее». Необходимость зеркала Третьяков объясняет так: «не могла она не посмотреть на себя, похожа ли ещё на царицу?»

Рацпредложение такого толка мог выдать только мужчина: вряд ли женщине с трупом личного охранника за окном хотелось глядеться в зеркала.

Картину «Не ждали», написанную Репиным в 1888 году, тоже могли испортить правки дилетантов. Изначально Илья Ефимович изобразил барышню, вернувшуюся домой. Но после переписал ее в мужчину-революционера. По идее, он вернулся из ссылки, а дома его никто не ждал. Третьяков советовал Репину выбрать лицо известного тогда ссыльного писателя Гаршина, но Репин восстал. Ссыльный в окончательном варианте очень измождён, немолод и некрасив.

Кстати, переписка Третьякова и Репина издана в советское время отдельной книгой и снабжена полезными комментариями. Это уникальное свидетельство жизни репинских современников, первых шагов Третьякова как мецената и становления его знаменитой Третьяковской галереи, куда в свое время так часто не пускали Репина.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *