Почему Россия не может учить граждан бесплатно, как Европа – академик заявил о диверсии с образованием

13:30, 22 Июл, 2025
Евгения Комарова
Диверсия с образованием в России
Иллюстрация: freepik.com

«Почему Европа своих граждан учит бесплатно, а мы нет?», — академик РАН Роберт Нигматулин бросил вызов властям, указывая на диверсию с высшим образованием в России. О проблеме говорит не только он. Реальное количество бюджетных мест не покрывает даже половины от числа поступающих. Для большинства семей стоимость платного обучения становится непреодолимым барьером, сообщает tsargrad.tv.

Диверсия с образованием – учиться дорого

Наиболее востребованные и важные для развития страны направления оказываются фактически закрыты для студентов из среднестатистических семей. Так, обучение в Московском физико-техническом институте на направлениях, связанных с ядерной физикой и технической подготовкой, стоит около 900 000 рублей в год. Образование, ранее считавшееся социальным лифтом, теперь требует вложений, сопоставимых с ипотекой.

Читайте по теме: сокращение школьного образования до 10 классов: новые инициативы в российской системе образования

МФТИ, некогда основанный выдающимися советскими учеными, десятилетиями обеспечивал подготовку специалистов для науки и оборонной промышленности. Обучение тогда было бесплатным. Сегодня тот же вуз, как и многие другие ведущие учреждения, предлагает престижные специальности исключительно по цене, доступной немногим. Несколько недостающих баллов ЕГЭ автоматически ставят крест на планах талантливых школьников.

Ситуация осложняется и тем, что число бюджетных мест в ряде вузов ничтожно мало. Так, прием на юридический факультет одного из петербургских институтов ограничился всего одним бесплатным местом при десятках платных. Информация о равном распределении между бюджетом и коммерцией, распространенная ранее, не находит подтверждения в реальности.

Проблема затрагивает и авиационные вузы. Абитуриенты с высокими баллами, серьезной подготовкой и целеустремленностью оказываются за пределами конкурса. Даже 283 балла из 300 не гарантируют поступления. Родителям таких школьников остается либо брать кредиты, либо искать альтернативу в колледжах.

Образование в России «уходит» иностранцам

Система высшего образования в России все чаще вызывает недоумение у родителей и абитуриентов. На фоне дефицита бюджетных мест дополнительную нагрузку создает практика приема иностранных студентов по специальным квотам. Это происходит даже несмотря на то, что подготовка многих приезжих заметно уступает уровню российских выпускников. В странах Средней Азии, откуда нередко приезжают абитуриенты, русский язык изучается ограниченно, а программы по литературе, истории и обществознанию зачастую отсутствуют.

Квоты на прием иностранных студентов позволяют им занимать бесплатные места, тогда как значительная часть российских школьников оказывается вынуждена оплачивать обучение. В одном из технических вузов России наблюдалась ситуация, когда выпускники из Таджикистана, слабо владея языком, все же успешно прошли сессию. В то же время российские студенты, продемонстрировавшие стабильное посещение и старание, получали направления на пересдачи. Попытки поставить вопрос о неравном подходе обернулись угрозами отчисления за провокацию межнационального конфликта.

Вызовы при получении образования – только платежеспособным

Ситуация усугубляется действующим порядком регулирования цен. Как пояснили в профильном комитете Госдумы, сейчас тарифы на обучение устанавливаются разными ведомствами: Минсельхозом — для аграрных вузов, Минздравом — для медицинских, и так далее. Унифицированного подхода нет. Отсутствие централизованного механизма ценообразования дает вузам возможность устанавливать расценки, исходя из собственных интересов, а не из принципов социальной справедливости.

Родители и выпускники прошлых лет все чаще вспоминают, как была выстроена система высшего образования в советскую эпоху. Тогда обучение предоставлялось бесплатно, а стипендии не просто покрывали расходы студентов, но и позволяли поддерживать достойный уровень жизни. Доплаты от предприятий и государственные гарантии делали образование реальным социальным лифтом, независимо от доходов семьи.

Современная модель, напротив, ориентирована на платежеспособность, а не на способности. Это приводит к тому, что реальные возможности получить качественное образование ограничены узким кругом обеспеченных семей. Остальные оказываются вытеснены из системы, несмотря на мотивацию и знания.

Почему Европа учит своих граждан бесплатно, а Россия – нет

Высшее образование в современной России превратилось в полноценный рынок: недополученное из бюджета университеты возмещают за счет платного набора. На этом фоне попытка властей ввести ограничение на число коммерческих мест выглядит запоздалой реакцией на ситуацию, сформировавшуюся годами. Закон, утвержденный Советом Федерации весной, передает правительству право регулировать объемы платного приема. Но структура распределения мест между бюджетом и коммерцией все еще вызывает серьезные вопросы.

Парадоксально, что даже в медицинских университетах — несмотря на явную нехватку врачей — число платных мест значительно превосходит бюджетные. Получается, система требует специалистов, но предлагает им платить за обучение суммы, сравнимые со стоимостью автомобиля. Учиться на врача, инженера или физика сегодня означает взять на себя финансовую нагрузку, недоступную большинству абитуриентов.

Корни этой ситуации — в недофинансировании. При относительно небольшом государственном бюджете — около 36% от ВВП — Россия тратит на образование не более 4%, в отличие от Европы и США, где этот показатель достигает 10%. Эти цифры стали следствием отказа от советской модели, когда образование было доступным и массовым, а выпускники получали не только знания, но и уверенность в будущем.

Среди возможных решений эксперты предлагают не просто ограничивать число платников, а кардинально пересмотреть подход. Предлагается освободить от платы за обучение до 90% студентов, особенно на тех направлениях, где нехватка специалистов критична. Платная форма — лишь дополнение, а не основа существования вуза. Такие меры позволили бы обеспечить национальную потребность в кадрах, не перекладывая всю ответственность на плечи молодых семей.

Ранее на «Пронедра» писали, что нет бесплатному образованию – депутат Нилов за ужесточение норм для детей мигрантов

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *