Польша строит защитный барьер на границей с Белоруссией: зачем Варшаве это нужно
Польша продолжает усугублять условия для внешнеэкономической деятельности транспортных предприятий Белоруссии и России. С 1 июня Варшава введен полный запрет на перемещение через границу белорусских и российских фур, прицепов и полуприцепов. Кроме того, компаниям из Европейского союза теперь запрещено осуществлять перецепку белорусских и российских прицепов на польской территории. Уже более года действует ограничение на въезд в страны ЕС тягачей, зарегистрированных в Белоруссии и России, — сообщает издание «Известия».
Зачем Варшава строит барьер на границе с Белоруссией
Польша начала изолироваться от России и Белоруссии в ноябре 2021 года. Первым шагом было закрытие самого крупного пограничного перехода между Польшей и Белоруссией — Кузница-Брузги. Польские чиновники указали на наличие тысяч мигрантов из стран третьего мира, пытающихся проникнуть в Европейский союз через этот переход. Через год и немного Польша приостановила работу пограничного перехода Бобровники-Берестовица, на который перекладывалась основная нагрузка после закрытия Кузницы. Польский министр внутренних дел и администрации Мариуш Каминьски объяснил это действие «важными интересами государственной безопасности», — пишет pronedra.ru
Затем были введены серьезные ограничения на пересечение границы через пограничный переход Кукурыки-Козловичи, который используют грузовые фуры. Польским властям было разрешено следовать через этот переход только тем машинам, которые зарегистрированы в странах ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли (EAT) и в государствах, входящих в соглашение о Европейском экономическом пространстве, а также в Швейцарской Конфедерации. Это нововведение негативно сказалось, например, на казахстанских перевозчиках, которые не входят ни в одну из этих категорий. Ограничение на их передвижение привело к миллионным потерям. Перецепка стала необходимой на границе, что сделало доставку груза более дорогостоящей и затяжной.
Наблюдатели отмечают, что даже те пограничные пункты, которые до сих пор разрешены, намеренно замедлили свою работу. Например, польская сторона оформляла всего около 55% грузовиков от нормы в единственном оставшемся пограничном пункте для большегрузов Кукурыки-Козловичи.
Через пункт пропуска Брест-Тересполь в Польшу ежедневно въезжали около тридцати машин из семидесяти, которые были допущены. Водителям грузовиков, направляющихся из Польши, приходилось проводить дни в многокилометровых очередях для въезда в Белоруссию. Грузоперевозчики жаловались не только на долгое ожидание, но и на хаотичное движение фур неподалеку от польского пограничного пункта Кукурыки. Официально польские службы заявляли, что время ожидания не превышает десяти часов, но водители обвиняли польские власти во лжи.
Варшава против Москвы и Минска
В Сети появились видео с многокилометровыми очередями грузовиков на польско-белорусской границе. Решение польских властей о закрытии пунктов пропуска вызвало недовольство не только представителей грузоперевозчиков из стран СНГ, но и самих поляков. Польские предприниматели выразили свое неодобрение такому решению, поскольку оно противоречит основным интересам как грузоперевозчиков, так и польской экономики. Водители грузовиков, находившиеся на границе, сообщили журналистам, что им приходится стоять там по несколько дней, а инфраструктура приграничных населенных пунктов не удовлетворяет требованиям, так как не предусмотрены специальные стоянки и туалеты.
Обходной путь через Литву оказался немного проще, но также сопровождался значительными задержками. Литовская сторона пропускала на свою территорию только половину обычного количества грузовиков в течение месяца. Власти Литвы прекратили взаимодействие с Беларусью и взяли на себя ответственность за создание очередей в пунктах пропуска по обе стороны границы. Например, в пункте пропуска Мядининкай, который является одним из самых загруженных на литовском направлении, ежедневно въезжает только около 30% грузовых фур и легковых автомобилей от нормы.
30 мая министерство внутренних дел Польши объявило о новом шаге по ограничению грузопотока между странами. С 1 июня полностью запрещено перемещение всех видов белорусских и российских грузовых автотранспортных средств, включая прицепы и полуприцепы, через польско-белорусскую границу. Уже с апреля 2022 года запрещен въезд тягачей, зарегистрированных в Беларуси и России, на территорию Евросоюза.
В ответ Москва и Минск приняли зеркальные меры. Белорусские таможенники указали, что это нововведение ограничивает возможность европейским компаниям перецеплять белорусские и российские грузовые транспортные средства, что делает операцию перегрузки более затратной с точки зрения времени и денег. Это еще больше ухудшит положение европейского бизнеса.