Прибалтийская напряженность: Литва угрожает блокадой транзита
Ситуация вокруг транзита в Калининградскую область вновь обострилась. Литва, озабоченная безопасностью своих границ, заявила о готовности перекрыть транзитные пути в эту российскую территорию. Глава МИД Литвы Кястутис Будрис обозначил, что такое решение может быть принято, если Вильнюс «докажет причастность» России к инциденту с метеозондами, произошедшему в октябре. Этот шаг вызывает серьезные опасения как в России, так и в других странах, поскольку он может привести к дальнейшему ухудшению отношений между Москвой и западными соседями.
Инцидент с воздушными шарами
22 октября 2023 года Литва закрыла границу с Беларусью на 52 минуты, испугавшись возможного проникновения контрабанды через воздушное пространство. В Вильнюсе утверждают, что метеозонды могут использоваться для скрытого ввоза запрещенных товаров. Этот инцидент стал лишь очередным поводом для повышения напряженности в регионе, где уже давно ведутся разговоры о блокаде транзита в Калининград.
Читайте по теме: Калининград и Севастополь под угрозой уничтожения: Как Запад пытается втянуть Россию в ловушку
Литва не впервые прибегает к мерам по ограничению транзита. После начала специальной военной операции России на Украине в 2022 году, Вильнюс уже приостановил соглашение о взаимных поездках, что значительно усложнило передвижение граждан между странами. Теперь, когда Литва рассматривает возможность перекрытия транзита, это может стать новым этапом в эскалации конфликта.
Блокада Калининграда
На данный момент Калининградская область не заблокирована, однако ситуация может измениться. Важно учитывать, что россияне могут добраться до Калининграда как на автомобиле, так и на поезде, хотя для этого необходимы специальные транзитные визы. В условиях, когда Литва вводит все новые ограничения, такие меры могут оказаться недостаточными для обеспечения беспрепятственного транзита.
Согласно данным, объем грузоперевозок через Литву значительно сократился с начала специальной военной операции и еще больше — после аннексии Крыма в 2014 году. Если в 2014 году через границу проходило 2,3 миллиона тонн грузов, то сейчас этот показатель составляет всего 1,6 миллиона тонн. Большая часть грузовых транспортировок осуществляется морем, и, по мнению экспертов, этот тренд будет продолжаться.
Блокада как инструмент давления
По словам замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, прибалтийские страны, включая Литву, давно мечтают о том, чтобы перекрыть транзитные пути в Калининград. «Разговоры об этом идут с самого начала специальной военной операции, и, конечно, любой инцидент может стать поводом для введения новых ограничений», — отмечает Жарихин. Это свидетельствует о том, что Литва и ее соседи рассматривают блокаду не только как меру безопасности, но и как инструмент политического давления на Россию.
В последние годы политическая обстановка в регионе значительно обострилась, и прибалтийские государства, опасаясь возможной агрессии со стороны России, стремятся укрепить свои позиции. Блокада транзитных путей в Калининград, который является эксклавом России, может рассматриваться как способ ограничить доступ России к важным ресурсам и укрепить свою безопасность.
По мнению экспертов, такая стратегия может привести к дальнейшему ухудшению отношений между Россией и странами Балтии, а также к эскалации напряженности в регионе. Литва, Латвия и Эстония активно сотрудничают с НАТО и другими западными партнерами, что также влияет на их решения и действия в отношении России.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что министр культуры Литвы уйдет в отставку из-за незнания, чей Крым