Продавать будет сложнее: в России ужесточат правила реализации автомобильных запчастей и масел
Власти России разрабатывают меры по усилению контроля над оборотом автозапчастей и смазочных материалов, в частности, с целью борьбы с контрафактной продукцией. По данным экспертов, доля поддельных товаров среди импортных брендов уже превысила 50%, что создает серьезные проблемы для потребителей и легальных производителей. В связи с этим предложено внедрить обязательную маркировку для всех видов автожидкостей и запчастей, а также заблокировать продажу контрафактных товаров на кассах, сообщает издание «Известия».
Как ужесточат ограничения
Инициатива, подготовленная Комитетом по регламенту Совфеда, направлена в Минпромторг и в правительство. Сенаторы уверены, что эти меры позволят значительно улучшить ситуацию на рынке автокомпонентов, обеспечив защиту потребителей и поддержку добросовестных производителей.
Читайте по теме: Готовиться к зиме правильно: эксперт объяснил, как сэкономить на авто
Предложения включают обязательное подключение автомобильной продукции и техжидкостей к системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ), что позволит оперативно отслеживать движение товаров и выявлять нелегальные товары. Также планируется, что контрафактные товары, не зарегистрированные в системе, будут блокироваться на кассах. Для этого потребуется внести изменения в действующие нормативные акты, регламентирующие допуск товаров к системе.
Эксперты считают, что данная мера будет эффективной не только в отношении крупных ритейлеров, но и для маркетплейсов и сервисных центров, занимающихся техническим обслуживанием транспортных средств. Важным элементом инициативы является создание реестра добросовестных импортеров, что позволит выделить компании, соблюдающие все необходимые требования и гарантирующие качество своей продукции.
Кроме того, предложено интегрировать реестр с системой маркировки, чтобы покупатели могли быть уверены в подлинности и безопасности приобретаемых товаров. Такой подход позволит снизить риски покупки контрафакта, а также повысит уровень доверия к официальным поставщикам. Комитет по регламенту Совета Федерации также планирует провести анализ рынка и предложить методику для составления рейтинга продавцов автозапчастей и смазочных материалов.
Ситуация с подделками на рынке масел
Представители органов власти и отраслевых ассоциаций отмечают, что подобные меры помогут не только пресечь распространение подделок, но и улучшить условия для отечественных производителей, которые сталкиваются с конкуренцией со стороны нелегальных товаров. Внедрение системы маркировки и создание реестра добросовестных импортеров, по мнению сенаторов, станет важным шагом на пути к очистке рынка и защите интересов потребителей и государства.
В России наблюдается рост контрафактной продукции на рынке автозапчастей и масел, особенно среди импортных брендов. Проблема стала особенно актуальной после ухода западных производителей в 2022 г. Согласно данным отраслевых экспертов, российские марки масел подделывают крайне редко, поскольку они занимают около 80% рынка. В то же время на оставшиеся 20% приходится значительное количество контрафакта с примерно равными долями подлинной и фальсифицированной продукции.
Основной удар контрафактные товары наносят по популярным западным брендам, таким как:
- Volkswagen;
- Mercedes;
- Ford.
Страдают и премиальные масла, включая Shell. Участники рынка отмечают, что подделка масел — процесс достаточно простой, а заработки от продажи фальшивок привели к тому, что этот рынок стал восприниматься как неизбежное зло. При этом фальсификация ведет к серьезным техническим последствиям для автомобилей, включая ускоренный износ двигателей и других ключевых узлов.
Оценка предложенных ограничений
Специалисты утверждают, что использование поддельных автожидкостей и запчастей может привести к поломкам, которые в свою очередь увеличивают риск ДТП и требуют дорогих ремонтов. Например, некачественное масло может быстрее терять свои смазочные свойства, что ухудшает работу двигателя и сокращает его срок службы. Моторы на отечественных автомобилях могут потребовать капитального ремонта уже после 70–80 тыс. км пробега, в то время как их ресурс составляет 200–300 тыс. км. Стоимость ремонта может достигать 180 тыс. рублей для отечественных машин и до 280 тыс. рублей для иномарок.
На фоне этого эксперты считают систему маркировки продукции эффективным инструментом борьбы с контрафактом. Введение маркировки автозапчастей и масел позволит улучшить контроль за качеством и происхождением товаров, а также снизить количество подделок на рынке. Тем не менее в отрасли существуют опасения, что маркировка может затруднить поставки продукции через параллельный импорт. Малые предприниматели, которые занимаются поставками контрафактных товаров, могут отказаться от работы в системе маркировки, что приведет к снижению объемов нелегальных поставок.
Эксперты также отмечают, что маркировка не является идеальным инструментом для контроля качества продукции. Хотя она помогает отслеживать происхождение товаров и предотвращать их нелегальный оборот, она не гарантирует соответствие содержания продукции заявленным характеристикам. Таким образом, маркировка может лишь помочь в борьбе с контрафактом, но не решает проблему низкого качества поддельных товаров.
В конечном счете, введение обязательной маркировки товаров имеет за собой цель защитить конечных потребителей и снизить количество фальсифицированной продукции на рынке. Однако важно учитывать, что этот механизм потребует дополнительных усилий и изменений со стороны всех участников рынка — от импортеров до конечных продавцов.
Ранее на «Пронедра» писали, что задержки поставок запчастей увеличились вдвое из-за проблем с оплатой