Проклятие Лабубу: как детская игрушка может оказаться маской древнего месопотамского демона

Пока мир умиляется пушистым персонажем с кроличьими ушками и зубастой улыбкой, внимательные исследователи культуры всё чаще задаются тревожным вопросом: кто или что скрывается за маской Лабубу? Безобидная с виду игрушка, обвивающая ручки рюкзаков зумеров по всему миру, всё чаще сравнивается с Пазузу — демоном из шумеро-аккадской мифологии, известным своими способностями наводить болезни и вызывать хаос. Совпадение ли это? Или Лабубу — очередной ритуальный символ, проникший в повседневность через детское развлечение? Ответ узнали журналисты сайта pronedra.ru.
Кто такой Пазузу — демон, которого стоит бояться и уважать
Пазузу известен с первого тысячелетия до нашей эры как «царь демонов ветра». Он олицетворял разрушительные юго-западные ветры, приносившие вавилонянам засуху, болезни и мор. Однако мифологическая природа Пазузу была двойственной. Как рассказала доктор филологических наук, профессор МГУ Ирина Карабулатова, этот демон был не только разрушителем, но и защитником: его амулеты носили, чтобы уберечь младенцев от демоницы Ламашту, а военные — чтобы выжить в битве.
«Его образ — это сочетание звериных черт, птицы, человека и змеиного хвоста. Это пугающий гибрид, чья функция — не только пугать, но и охранять. В этом весь Пазузу: чудовище, от которого ждёшь зла, но в нужный момент он может стать твоим щитом», —
поясняет Карабулатова.
Изображения Пазузу до сих пор хранятся в музеях Европы и Ближнего Востока. Но сегодня его образ, по мнению эксперта, «реанимируют» в массовой культуре — сначала через фильмы («Изгоняющий дьявола», «Константин»), потом через игры, а теперь — в виде детской игрушки, которую якобы придумали «по мотивам скандинавских сказок».
Лабубу: кролик-милота или дьявол под прикрытием?
Лабубу, герой мультфильмов и коллекционная фигурка из китайской серии Dimoo World, появился на рынке в рамках эстетики «мрачной милоты». Огромные глаза, злорадная улыбка и причудливые формы сделали его хитом среди подростков. Однако сам по себе этот образ — уже синтез нескольких архетипов. Именно это и настораживает специалистов.
По мнению Ирины Карабулатовой, за созданием Лабубу может стоять глубокая культурная интуиция или даже намеренная игра с образами из древнего фольклора:
«Совпадение ли, что Лабубу похож на Пазузу по структуре лица и общей звероподобной форме? Возможно. Но ведь в сакральных культурах именно так передавались архетипы — из поколения в поколение, через изменение форм, но сохранение сути. Анимационная трансформация демонического в детское — это попытка сделать страшное контролируемым, понятным. Но иногда это лишь маска».
Детская игрушка как культурный вирус
Сомнения усиливаются, если посмотреть на то, как Лабубу распространяется в поп-культуре. Он всё чаще появляется в качестве брелка, оберега, элемента интерьера. Его ставят у входа в дом, дарят детям, носят с собой. По сути, выполняют с ним ровно те действия, которые древние жители Месопотамии проделывали с амулетами Пазузу.
Профессор Карабулатова подчёркивает:
«Мы видим, как древний символ — возможно, даже непроизвольно — возвращается в общественное сознание через визуальные формы. Для детского восприятия он становится «своим», формируя толерантность к образам хаоса и разрушения. Это не означает прямую угрозу. Но это означает глубокий культурный сдвиг».
И действительно: если раньше изображения демонов считались табуированными, сегодня они — часть эстетики милых игрушек, дизайна интерьеров, даже образовательных приложений. Визуальный язык становится основным каналом передачи сакральных смыслов, зачастую минуя понимание.
Маска демона или зеркало эпохи?
Итак, опасен ли Лабубу сам по себе? С научной точки зрения — нет. Это продукт массовой культуры, рожденный на стыке эстетики и маркетинга. Но если принять во внимание символическую нагрузку, в которую вплетён его образ, то становится ясно: игрушка — лишь форма. Содержание мы наполняем сами.
И здесь начинается самое интересное: массовое подражание, бессознательная игра с архетипами, утерянное уважение к образам, которые в течение тысячелетий несли сакральный смысл. Не Лабубу опасен — опасно бездумное копирование культурных символов без знания их происхождения и значения.
Игрушка Лабубу — яркое свидетельство того, как древние архетипы возвращаются в современность. Массовая культура не случайно тянется к забытым образам: она даёт им новую жизнь, пусть и в искажённой форме. Это не повод для паники, но причина задуматься: всё ли мы понимаем в том, что потребляем? Возможно, Пазузу действительно вновь среди нас. Только теперь он улыбается из-под пластика, спрятав когти в мягкий винил.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Лабубу — монстрик с добрым сердцем или энергетическая ловушка? Что на самом деле несут в себе модные игрушки