Реальные расходы на ЖКУ: сколько на самом деле нужно и можно платить
В августе российские граждане столкнулись с новыми платёжками по коммунальным услугам, отражающими повышенные тарифы. В зависимости от региона, стоимость услуг возросла на 4-15%, что вызвало недовольство у населения. В то время как потребители выражают обеспокоенность по поводу растущих расходов, коммунальные службы продолжают жаловаться на недостаточное финансирование и физический износ инфраструктуры, прогнозируя возможные новые аварии. Сколько нужно и можно платить за ЖКУ, сообщают «Аргументы и факты».
«Сдерживание» тарифов ударило по бюджету ЖКХ
Эксперт в области урбанистики Сергей Сиваев из НИУ ВШЭ отмечает, что российские семьи в среднем тратят на коммунальные услуги около 10,5% от своего дохода. Для сравнения, в развитых странах доля варьируется в пределах 8-15%. Таким образом, в России уровень расходов на ЖКХ ниже среднего мирового, хотя потребности в тепловой энергии в некоторых регионах, таких как Красноярск и восточные области страны, значительно выше из-за отсутствия газа — самого дешёвого источника тепловой энергии.
Проблема кроется в том, что с 2015 года повышение тарифов на 20% отставало от уровня инфляции. В результате доходы коммунальных предприятий упали на 700 млрд рублей. Это недофинансирование приводит к частым авариям, разрывам и отключениям, устранение которых требует значительных бюджетных затрат. Реальные бюджетные ресурсы, необходимые для устранения проблем, имеются только на федеральном уровне и в ограниченном количестве, что делает использование этих средств неэффективным.
Сиваев также указывает на проблему масштабного недофинансирования отрасли. Он отмечает, что общая потребность в ремонте коммунальных сетей по оценкам составляет около 4 трлн рублей. Эти средства должны поступать из различных источников, включая бюджетные средства разных уровней и платежи потребителей. Однако чтобы справиться с текущими проблемами, необходимо решить проблему недофинансирования, что невозможно без адекватного роста тарифов на коммунальные услуги.
Сокращение субсидий на ЖКУ
Существует мнение, что резкое повышение тарифов может привести к массовому отказу от оплаты коммунальных услуг, что в свою очередь усугубит проблемы в отрасли. На практике такое увеличение представляется крайне нежелательным, приводят мнение экспертов журналисты pronedra.ru. Коммунальные услуги обладают базовой характеристикой – отсутствием альтернативных источников, что делает их потребление неизбежным для каждой семьи. Таким образом, обеспечение доступности коммунальных услуг для всех граждан остается приоритетной задачей. Государственные адресные программы помощи семьям с низкими доходами играют важную роль в этом процессе, однако число участников таких программ снижается. Если в начале XXI века жилищные субсидии получали 12% семей, то сейчас этот показатель составляет лишь 5%.
Причиной сокращения числа получателей субсидий является строгий критерий дохода, из-за которого многие небогатые семьи теряют право на помощь при незначительном увеличении доходов. В этой связи выдвигается предложение смягчить условия для получения субсидий, например, предоставлять помощь семьям, затрачивающим более 18% своего дохода на оплату ЖКУ, вместо действующего порога в 22%. По мнению экспертов, это могло бы увеличить долю семей, получающих адресную помощь, до 15% в каждом регионе.
Сколько платить за ЖКУ
По расчетам специалистов, оптимальным решением является не занижение тарифов, а более гибкий подход к помощи тем, кто действительно нуждается в поддержке. В идеале тарифы должны постепенно повышаться, учитывая региональные особенности и уровень инфляции, что позволит справиться с кризисом в коммунальном секторе. В 27 субъектах Российской Федерации повышение тарифов выше инфляции невозможно из-за низких доходов населения, тогда как в ряде других регионов это возможно без чрезмерной нагрузки на граждан.
На данный момент только в 24 субъектах РФ порог установлен в пределах 15–21%, тогда как в 3 субъектах он составляет менее 15%. Некоторые регионы применяют для социально уязвимых групп населения, таких как одинокие пенсионеры и многодетные семьи, более низкие пороги, чем для остальных потребителей.
Стабильное обеспечение населения водой, теплом и электричеством является основой комфортной жизни, однако вопрос о справедливости и реальной возможности оплаты этих услуг остаётся актуальным. В условиях экономической нестабильности и растущих цен на коммунальные услуги важно, чтобы система субсидий эффективно отражала реальные потребности граждан и позволяла им справляться с финансовыми нагрузками, не ущемляя их права на необходимые услуги.