Режим вместо самоуправления: как менялись условия в пионерских лагерях 1920-х
Первые пиоинерлагеря мало напоминали корпуса из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Но в них не было и навязанной дисциплины. Дети самостоятельно организовывали работу лагеря, выбирали вожатых. Но власти положили конец самоуправлению, сделав обязательным жесткий режим санаторно-медицинских учреждений.
Костер, «Зарницы», первая любовь, страшные истории после отбоя – у многих пионерские лагеря оставили теплые воспоминания. Есть и те, кто остался недоволен жестким режимом администрации санаторных учреждений. Любителям свободы и отдыха дикарями понравились бы первые пионерские лагеря.
Власть – детям
В 1920-х гг. чиновники поддерживали единение руководства с подчиненными. Примером служил Владимир Ленин, бывший «товарищем» для миллионов.
«Вожатый должен сблизиться с воспитанниками. Быть их товарищем», — говорила Надежда Крупская.
Власти выступали за поощрение подростков (14-16 лет) участвовать в организационной деятельности. Пионеры имели возможность выбирать лидеров не только из сверстников, но и среди комсомольцев. Николай Богданов в книге «Когда я был вожатым», описывал, как отряд из проблемной школы направил запрос с требованием прислать «лучшего» вожатого.
Первые лагеря 1920-х гг. способствовали самоуправлению. Иногда у детей, отправившихся в поход, не было даже палаток. Богданов описывал, как, став вожатым московского пионерлагеря, строил с воспитанниками шалаши и обменивал самодельные корзины на хлеб у местного населения. Дети помогали на полях и артелях, получая продукты. Но это было не повинностью, а частью лагерного опыта. У пионеров оставалось время на отдых: купание, рыбалку, спортивные игры. По собственной инициативе они помогали заполнять документы неграмотным крестьянам, проводили ликбезы среди сельских сверстников.
По примеру «Артека»
Самоуправление помогало детям окунуться во взрослую жизнь. Подростки пробовали на себе роль молодых руководителей, учились, как завоевать авторитет у сверстников. Но от принципа «власть — детям» начали отказываться с 1929-го, со слиянием школы и пионерской организации. Вожатый стал одной из низших штатных должностей.
Условия в лагерях также изменились. Организаторы стали ориентироваться на «Артек». Образцово-показательный лагерь, появившийся в 1925-м, изначально предназначался для детей с туберкулезом. Лечебно-санаторное направление деятельности требовало более жесткого режима. Хотя его можно было смягчить в обычных лагерях, власть повсеместно перешла в руки администрации.