Странности этикета на Руси: почему в 19 веке ходить в гости нужно было со своей вилкой
В девятнадцатом веке трапеза на Руси была настоящим обрядом, чуть ли не театральным действием! Участники обеда должны были знать многие нюансы, чтобы не обидеть хозяев и сделать все, как надо. Более того, ходили в гости со своей вилкой. Почему установилось такое странное правило?
Почему в XIX веке на Руси ходить в гости нужно было со своей вилкой?
Интересно то, что русские дворяне отличались необычайным гостеприимством. В девятнадцатом веке радушно принимали всех, кому доводилось отобедать вместе с хозяином дома. Однако при этом существовали некоторые суеверия и приметы. Например, за столом не должно было быть тринадцать человек. Также считалось плохим знаком праздновать свой день рождения скромно, не устраивая обильного застолья. В день именин к виновнику торжества съезжались все его знакомые, соседи и родня.
На званых обедах было очень много церемоний. Гости не садились сразу за стол — их торжественно приглашал дворецкий.
О материальном благополучии семьи свидетельствовала сервировка стола, а также материал, из которого была сделана посуда. Богачи предпочтение отдавали серебру, а позже — фарфору.
Считались признаком дурного тона померанцевые деревья, хрустальные вазы с вареньем, зеркальные плато, канделябры, бронза и фарфоровые статуэтки. Можно было ставить на стол вазы с живыми цветами и фруктами.
Блюда подавались по очереди, а не все сразу. Как правило, к одному основному блюду подавалось 3-4 закуски. Гостей также рассаживали по правилам, согласно которым высокие чины восседали в центре стола и возле хозяев. Перед трапезой и после всегда крестились, а первый тост произносил самый почетный гость.
Что касается приборов для обеда, то, по словам одного европейца, Россия по части вилок «шла в ногу с историей». Во времена правления царя Алексея Михайловича «за обедом для каждого гостя клали на стол ложки и хлеб, а тарель, нож и вилку — только для почетных гостей». Поэтому некоторые столовые приборы следовало приносить с собой.
Кстати, даже Петр I на всех обедах пользовался только своей вилкой. Говорят, он не был уверен, что ему подадут ее в гостях. Вот как пишет об этом «Русская старина»:
«У прибора его (Петра I) клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях».
Обед длительностью в 6 часов и из 50 блюд
Обед на Руси — это целая наука. Можно было многое сказать об участниках застолья, исходя даже из того, какое место за столом они занимают. А именно — какой статус у гостя, его положение в обществе. Всему причина — многовековая эволюция застольных традиций.
Застолья стали со временем превращаться в дипломатические встречи, а также место, где можно было узнать последние новости. На столах за один обед могли подать полсотни блюд, а сидели гости за ними иногда аж по шесть-восемь часов!
Не меньшее значение имели и тематические свадьбы, во время которых столы буквально ломились от различных яств.
Правила рассадки и время обеда
Также значение имели не только блюда, но и время обеда. Чаще всего дворяне обедали около часу дня. Обеды и ужины превратились в деловые встречи. Хозяин приглашал некоторых, чтобы решить все назревшие вопросы. От того, кем был гость, зависело и то, какое место он займет за столом.
Во главе стола всегда сидел сам помещик, возле него — члены его семьи и особо близкие люди. Также за столом располагались приживальщики — обедневшая знать, которая обедала у богатых родственников.
К тому же, важное значение имела не только еда, но и наряды. Так, существовали строгие правила для незамужних девиц, которые должны были одеваться очень скромно. Исключения делались только для баллов, где родители присматривали пару для дочерей.
К столу зазывали специальные колокола. Но постепенно время обеда смещалось, и в конце концов знать стала обедать в час, два, а то и в три часа дня. В Петербурге ужинали после балов, а это могло быть и в два-три часа ночи! Иногда и обеды переносились на это время.
В своих «Воспоминаниях» писал Фадеев:
«Обедали мы ровно в полночь, а беседа и разговоры наши продолжались почти до утра».
Но в Москве все же такие европейские поздние обеды не прижились.