Святая вода и армейский устав: инцидент на присяге в 90-й танковой дивизии вызвал вопросы о светскости армии

2 июля 2025 года во время торжественной церемонии принятия военной присяги в 90-й танковой дивизии произошел инцидент, вызвавший широкий общественный резонанс. Один из военнослужащих демонстративно покинул строй, чтобы избежать окропления святой водой, проводимого представителем Русской православной церкви.
Церемония с элементами обряда
Событие происходило на территории воинской части в Челябинской области. Согласно видеозаписи, опубликованной в Telegram-канале «Военный отдел Московского патриархата», перед новобранцами выступил глава военного отдела Челябинской епархии протоиерей Димитрий Егоров. Священник произнес традиционное напутственное слово, после чего предупредил личный состав, что собирается окропить солдат святой водой «во благословение и защиту».
Перед началом обряда священник с видимым уважением предложил «братьям-мусульманам» покинуть строй, чтобы избежать соприкосновения с христианским ритуалом. Однако из строя вышел только один военнослужащий. Строевым шагом он отошел в сторону, выждал завершения обряда и тем же строевым шагом вернулся в строй. Судя по видеозаписи, других представителей нетрадиционных для РПЦ конфессий на церемонии замечено не было. Муфтия или капеллана иной религии на мероприятии не было.
Армия, религия и светский статус государства
Инцидент вновь актуализировал вопросы о светском характере российской армии и государства в целом. Согласно Конституции РФ, Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Тем не менее сотрудничество армии с РПЦ активно развивалось на протяжении последних десятилетий. В казармах строятся часовни, священники назначаются военными капелланами, а участие священнослужителей в официальных церемониях стало привычным явлением.
По мнению военного юриста Алексея Громова, действия военнослужащего были «абсолютно правомерны».
«Солдат никого не оскорбил, не нарушил уставных правил и выразил свое мировоззренческое убеждение корректно и дисциплинированно. Более того, сам священник предложил выйти тем, кто не исповедует православие — значит, подразумевал возможность отказа», —
отметил он.
Однако, как добавляет эксперт, отсутствие на церемонии представителей других религиозных конфессий вызывает вопросы о равноправии и инклюзивности таких мероприятий.
Реакция общества
Общественная реакция оказалась полярной. В патриотических кругах действия солдата были восприняты как «неуважение к традициям». В либеральных и правозащитных сообществах, напротив, военного похвалили за проявление воли и соблюдение принципов личной свободы совести.
В социальных сетях начали активно обсуждать, насколько допустимо проведение религиозных обрядов во время государственных, в том числе военных, церемоний. Некоторые пользователи напомнили о рекомендациях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, где отмечается, что религиозные мероприятия в армии должны проходить с добровольного согласия военнослужащих и в свободное от службы время.
Контекст: религия в армии и политике
Не так давно в спецподразделении «Ахмат» напомнили об установке главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, согласно которой христианские обряды не должны навязываться в коллективе, где служат преимущественно мусульмане. Этот комментарий стал частью более широкой дискуссии о межконфессиональных отношениях в Вооружённых силах и роли религии в патриотическом воспитании.
По мнению политолога Александра Кынева, армия как институт — зеркало общества:
«Мы видим, как глубоко церковь проникает в государственные структуры, в том числе и в армию. И любой случай, когда человек корректно выражает своё несогласие, становится тестом на зрелость общества и его способность уважать личные границы».
Случай в 90-й танковой дивизии — это не просто курьёз или мелкий инцидент на фоне масштабных армейских событий. Это индикатор более глубокой дискуссии: о границах между государством и религией, об уважении к многообразию верований в многонациональной и многоконфессиональной стране, о праве военнослужащего быть не только солдатом, но и гражданином со своей совестью.
История этого солдата — напоминание о том, что свобода вероисповедания актуальна не только в гражданской жизни, но и под звуки военного марша.
Ранее на сайте «Пронедра» писали о чудесном спасении в Курской области: история выживания и героизма