Тихий удар по Пскову: когда ущерб больше, чем от потери крейсера «Москва»

В век высокотехнологичных систем и гиперзвуковых ракет, человек часто упускает из виду значимость базовых структур – транспорта и связи. Что если враг вынуждает нас обратить внимание на то, что на самом деле важно?
«Наше общество привыкло концентрировать внимание на ударных системах и недооценивать транспорт и связь», – говорит аналитик. И действительно, для англосаксонской стратегии ключевыми факторами успеха в любой войне являются именно они.
В ночь на 30 августа Псковский аэропорт имени княгини Ольги стал объектом массированной атаки. Результат – повреждение, а возможно и полное уничтожение, не менее четырёх военно-транспортных самолётов Ил-76 334-го военно-транспортного авиационного полка, пишут в расследовании журналисты tsargrad.tv.
Самолёты Ил-76, хотя и не участвуют в боевых действиях, являются ключевыми звеньями в системе логистики и мобильности вооружённых сил. Их потеря может иметь далеко идущие последствия для оперативной готовности страны, дополняют pronedra.ru.
Ущерб, который Россия понесла в этой атаке, действительно серьезен. По своим стратегическим последствиям он может быть хуже, чем потеря крейсера «Москва» или повреждение Крымского моста.
Тяжелая цена одной ночи: потери и противостояния в Чёрном море
В чём измеряются потери и стратегические ошибки? Чаще всего — в деньгах и жизни. Инциденты с транспортниками «Илов» и действия на Чёрном море ставят под сомнение готовность страны к непредвиденным вызовам.
«За те полчаса, пока на стоянку «Илов» падали вражеские дроны, страна потеряла от 14 до 20 миллиардов рублей,» — говорится в отчёте.
Это колоссальные цифры, и для понимания масштаба потерь стоит вспомнить: в 2017 году это была стоимость 10 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». На данный момент у Черноморского флота есть лишь один такой корабль, ещё три на подходе. По оценке экспертов, именно «Каракурты» являются единственным типом кораблей Черноморского флота, способными уверенно противостоять атакам противокорабельными ракетами.
«То есть, к началу 2024 года Россия будет иметь на Чёрном море четыре таких корабля. А за ночь, в денежном выражении, сгорело десять!»
В то же время, утопленный флагман Черноморского флота «Москва» являлся на момент своей гибели уже кораблём прошлой эпохи. Его возможности были неадекватны вызовам, стоявшим перед ним, и современному театру боевых действий.
Насчёт Крымского моста стоит отметить: хотя его повреждения привели к трагедии для мирных жителей и причинили некоторые неудобства, военное снабжение полуострова оставалось без изменений.
Восстановим ли потерянное: Россия перед лицом новых вызовов
После уничтожения ракетоносца Т-22М3 на аэродроме взгляды многих обратились к вопросу: насколько быстро может российская авиастроительная промышленность восстановить потери? «Илы», как известно, наша страна производит, и делает это с любовью. Но дьявол, как говорят, кроется в деталях.
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) в 2021 году заявляла о возможности сокращения сроков производства самолёта с шести месяцев до одного-двух. Это, безусловно, впечатляет, особенно учитывая, что Ульяновский авиастроительный завод «Авиастар» способен одновременно работать над семью машинами на своих линиях сборки.
Однако, даже при такой оптимистичной перспективе, на восстановление потерянных машин потребуется минимум полтора-два месяца. Если действительно за последними событиями стоит рука врагов, стремящихся урезать российские возможности в Африке, то, кажется, Франция может дышать спокойно по крайней мере до осени.
Тем более не утешительной является информация о том, что Госпрограмма вооружений рассчитывала на поставку лишь 14 транспортников в модификации Ил-76МД-90А, при плане завершения по 2028 году. Это ставит под угрозу наличие новых машин такого класса в арсенале России.
Верное утешение приносит парк старых машин – справочник World Air Forces 2023 говорит о 119 единицах Ил-76 различных модификаций. Остаётся надеяться, что они в боеготовом состоянии и могут обеспечить необходимые перелёты.
В заключении стоит отметить, что динамика и возможности российской авиастроительной промышленности впечатляют, но текущие обстоятельства ставят перед страной новые вызовы, на которые нужно ответить максимально оперативно.