В СССР к трусам и спортивной одежде приходилось приучать
Про СССР сегодня ходит много небылиц, базирующихся на вырванных из контекста фразах, самое недавнее «как в раннем СССР за несколько лет людей приучили к трусам». Представляется себе племя диких людей, не умевших до создания СССР носить нижнее белье — это в корне не так. Царизм, конечно, тоже был неидеальным, но люди там жили опрятные и весьма неглупые. В резонансных статьях и рерайтах речь идет не о трусах как о нижнем белье, а о другом предмете одежды — спортивном.
В начале двадцатых годов прошлого века новое социалистическое государство изменяло привычный быт очень быстро. По окончании Гражданской войны страна начала восстановление всех сфер, в том числе и промышленности. Жителей СССР нужно было обеспечить буквально всем: от общественного транспорта до нижнего белья.
Подрастало новое поколение, которое начинало свое образование в детских садах — выглядеть скромно, прилично и опрятно должен был каждый ребенок. Всё-таки это коллектив. То же касалось и взрослых, которые еженедельно ходили в общественные бани. Разумеется, белье и одежда должны были отвечать не только стандартам гигиены, но и элементарной эстетики. Несмотря на разруху, о моде не забывали. А она была в 20-х революционной — скромный крой, минимум деталей, короткая длина (промышленность восстанавливалась и было не до изысков).
Так что трусики в СССР начала 1920-х — это шорты. Так что путать трусы и трусики не следует. В теплое время года в средней полосе России дети и взрослые могли оценить удобство новой для них одежды — коротких шортов спортивного толка. Физкультурный бум заставил юношей и девушек иметь подтянутые фигуры — дети и юношество и стали главными пользователями «трусиков» — в шортах заниматься спортом было удобнее.
«Трубачёв подтягивает трусики и тихонько вылезает из палатки», — пишет детская писательница Осеева в своей книге «Васёк Трубачев и его товарищи».
Вот еще одно упоминание о трусиках (шортах в нашем сегодняшнем понимании) в молодом СССР:
«Приезд Травина пришелся очень кстати. Всех, конечно, заинтересовали его рассказы о путешествии вокруг СССР, в особенности полярный переход. Но, пожалуй, больше всего молодежь осталась благодарной Глебу за организацию в Уэлене спортивной работы, которая началась с массового пошива трусиков. Теперь каждый день, после подъема, коммуна занималась физзарядкой, бегом», — пишет книга «Человек с железным оленем» о велотуристе Глебе Травине, который в 1928–1931 гг. проехал всю страну с запада на восток.
«Сенсация» о том, как в СССР приучали к трусикам
В попытках создать «культурный шок» и «сенсацию» о том, как в СССР приучали народ к трусикам, приводят следующую вырезку.
Слово «трусики» в применении к спортивной форме применялось долго, особенно в речи пожилых людей. Например, в одном из интервью об Андрее Миронове, его мама Мария Андреевна описывает последние дни жизни сына. Она вспоминает, что он прибежал с теннисного корта (Миронов был сильным теннисистом), а она «постирала его маечку и трусики». Разумеется, Мария Андреевна позаботилась о спортивной форме сына (футболка и шорты), а никак не о его нижнем белье. Вряд ли интеллигентная образованная дама вещала бы об исподнем Андрея Александровича на всю страну.