Какой церковный праздник 22 января отмечают православные христиане

14:20, 21 Янв, 2023
Анна Федорова

На 22 января приходится сразу три церковных праздника, почитаемых православной церковью. Мы информируем читателей о церковных торжествах, днях памяти святых, а также других важных событиях в жизни христиан.

Церковные православные праздники 22 января

Филиппов день

Вспоминают о святителе Филиппе, который считается чудотворцем. При жизни он был митрополитом Московским и всея России. При рождении ребенком получил имя Феодор, а на службе Богу его называли Филиппом Вторым. Московский митрополит жил с 1507 по 1569 годы. Он был убит Малютой Скуратовым, помощником Ивана Грозного. Празднование красной даты было утверждено с 1660 года.

Святитель Филипп, который в миру получил имя Феодор, был Московским Митрополитом. Он происходил от известного боярского рода Колычевых. При дворе московских царей к нему прислушивались, регулярно приглашали на Боярскую думу. Родился Филипп в 1507 году. Его отцом был Степан Иванович, известный, как просвещенный человек. С первых лет жизни Феодора готовили к службе на благо государства. Мать святителя, Варвара, в последние дни жизни постриглась в монахини. Она получила имя Варсонофия. В течение всей жизни мать учила ребенка благочестию и искренней вере в Бога.

Феодор Кольчев в юношеском возрасте часто знакомился с Библией и другими священными и святоотеческими книгами. На них было основано все русское просвещение. По решению Великого Московского князя Василия Третьего Иоанновича, который приходился отцом Иоанну Грозному, Феодора еще в юношеском возрасте приблизили ко двору. Тем не менее, его нисколько не привлек блеск дворца. Напротив, он рассмотрел в монаршем дворе греховность и суету. В это время Феодор все больше читает христианскую литературу и посещает церковь. Более того, ему не нравилось жить в столице. Он стремился к монашеству и уединению в молитве. При этом, к нему привязался молодой сын князя, Иоанн. Но даже большие перспективы талантливого наследника престола не смогли удержать Феодора в Небесном Граде Москве.

В воскресенье, пятого июня 1537 года, Феодор в очередной раз посетил службу в храме. Здесь ему навсегда запомнились слова Господа о том, что никто не может служить одновременно двум господам (из Мф. 6,24). Это пророчество предопределило его дальнейшие решения. Он помолился Московским чудотворцам и затем, даже не сказав родственникам, втайне ушел из столицы. Какое-то время он проживал в деревне Хижи неподалеку от Онежского озера. Подрабатывая пастухом, он зарабатывал средства для существования. Затем путь его следования повел к известному Соловецкому монастырю, расположенному на Белом море. Здесь его обязали выполнять самые сложные послушания, среди которых рубка дров, копание земли, тяжелый труд на мельнице. Так продолжалось в течение полутора лет, после чего Феодора постригла в монахи с позволения игумена Алексия. В иночестве он получил имя Филипп и первое время находился в послушании старца Иона Шамина. Тому посчастливилось общаться еще с преподобным Александром Свирским. Довольно быстро благодаря помощи опытных наставников он крепнет духовно, учится молитвам и придерживается постов.

В качестве дополнительного испытания игумен Алексий отправляет воспитанника в кузницу при монастыре. Здесь святой Филипп обучается работе с тяжелым молотом, параллельно успевая в молитвах говорить с Богом. Он всегда являлся в храм первым до начала службы, а уходил оттуда последним. Параллельно он трудился в просфорне и хлебне, работая на благо братства. Здесь смиренный монах был награжден небесным знамением. В обители оказался образ Божьей матери «Хлебенный», при помощи которого Небесные силы явились Филиппу-хлебнику. После благословения игумена святой уединился на какое-то время, продолжив общение с Богом.

В 1546 году архиепископ Феодосий, служивший в Великом Новгороде, посвятил Филиппа в игумены Соловецкого монастыря. На новой должности он старался поднять духовное значение собственной обители. Чаще стали упоминаться ее основатели – преподобные Зосим и Савватий Соловецкие. С большим трудом ему удалось найти образ Божией Матери (Одигитрии). На остров лик был доставлен первоначальником соловецким, преподобным Савватием. Кроме этого, в обители получил большее внимание старый каменный крест, который ранее устанавливали напротив келии преподобного. На территории был обнаружен Псалтырь, которым пользовался сам преподобный Зосим, правивший с 1478 года. Он был первым игуменом Соловецким. Также были возвращены ризы основателя, в которые игумены облачались ежегодно во время празднования дня памяти чудотворца.

За годы правления Филиппа обитель существенно возродилась и разрослась. Чтобы упорядочить дела в храме божьем, в нем приняли новый устав. На Соловках усилиями святого Филиппа были возведены еще два храма – трапезный храм, посвященный Успению Божией Матери, а также Преображения Господня. Игумен ни в чем не выделялся среди других послушников. Он трудился вместе с остальными строителями, чтобы возвести стены Преображенского собора. Своими руками он выкопал себе могилу рядом с северной папертью. Неподалеку уже покоилось тело его наставника, старца Ионы. В последние годы правления Филиппа в духовная жизнь обители процветает. Среди прочих талантливых учеников обители оказались Лонгин и Иоанн Яренгский, о которых церковь ежегодно вспоминает 3 июля. Известность обрели Ион и Вассиан Пертоминские, честь которых чтят 12 июня.

Чтобы осуществлять тайные подвиги на территории монастыря, святой Филипп нередко удалялся в пустынное место, подальше от собратьев и простого люда. Оно располагалось в двух верстах от монастыря и впоследствии получило название Филипповой пустыни. Тем не менее, Господу было угодно дать другую возможность для подвига святого. На тот момент о нем вспомнил Иоанн Грозный, который к тому моменту пришел к власти в Москве. Еще в отрочестве он очень любил Филиппа, поэтому пригласил верного духовника и советника. Царь был уверен, что святой не будет плести интриг при дворе и будет служить Господу. Благодаря святости нового митрополита Грозный намеревался усмирить нечестных и злобных представителей Боярской думы, которые регулярно помышляли о бунте. И стоит отметить, что Иоанн не прогадал с выбором.

Первый Святитель Русской Церкви долго не соглашался, ведь понимал ответственность предстоятеля в таком непростом государстве. Тем более, он не чувствовал себя единомышленником Иоанна. С первых дней приезда в Москву он старается убедить царя отказаться от опричнины. Но монарх пытается доказать важность ее существования для государства. Итогом спора между ними оказалась устная договоренность о том, что святой Филипп не будет касаться вопросов государственного управления и опричнины. Также митрополит пообещал не уходить с должности, если царь не сможет удовлетворить всех его просьб. Иоанн жаждал поддержки от Иоанна, как прежние митрополиты поддерживали царей Московии. В июле 1566 года Филиппа посвятили на кафедру Московских Святителей, к которым он вскоре и присоединился.

Филиппу пришлось жить в стране, где правил Иоанн Грозный – один из самых жестоких, но величайших деятелей в истории России. Он вел просветительскую работу и написал ряд произведений. Сам неоднократно вмешивался в процесс написания летописей. Тем не менее, именно на нем обрывается цепочка московских летописей. Известно, что царь пытался разобраться в особенностях монастырского устава, часто заявлял о желании присоединиться к монахам и забыть о короне. Всякий раз, принимая ответственные решения на государственной службе, он старался преподнести их народу, как Божий промысел. Таким образом, он хотел оправдать их в глазах населения.

Среди духовных образцов, на которых Иоанн постоянно ровнялся, был Михаил Черниговский, о котором вспоминают 20 сентября, а также святой Феодор Черный (19 сентября). Они были воинами, имевшими непростую судьбу. Целенаправленно они шли к святым целям, несмотря на ряд жизненных преград, стоявших на пути. Чем сложнее оказывалась политическая обстановка вокруг Иоанна Грозного, тем чаще он появлялся в храмах в поисках искупления и очищения грехов. В очередной раз явившись в Кириллов Белозерский монастырь для молитвы Господу Богу, он сообщил игумену и старцам собора о желании постричься в иноки. Несмотря на большую гордость, самодержец упал в ноги игумену и попросил о монашеской судьбе, после чего был благословлен. С тех пор биографы царя утверждают, что в его личных летописях писалось, что он уже себя чувствовал, как наполовину чернец.

Иоанн Грозный изначально задумывал опричнину, как подобие братства монахов. Опричники проходили церковную службу с уставами и службами, длившимися с 4 до 10 часов утра. Но до этого им нужно было служить Господу с оружием в руках на благо России. Если кто-нибудь из собратьев не являлся на молебен, назначенный на 4 часа утра, царь в роли игумена имел право наложить на него епитимию. Иоанн вместе с сыновьями старался также примерно молиться и даже был частью церковного хора. После церкви он направлялся в столовую, и пока его единомышленники употребляли пищу, царь был рядом с ними. Когда прием еды заканчивался, ее остатки раздавали нищим, которые собирались рядом с трапезной.

Грозный хотел стать идолом для почитателей новой религии. При этом, он постоянно стремился смыть собственные грехи и греховные дела своих единомышленников. Он надеялся, что, обращаясь к Богу, он сможет объяснить все плохие дела тем, что делались они ряди блага России и процветания православной веры. Сегодня можно ознакомиться с духовным деланием Грозного в его работе «Синодик». Незадолго до смерти монарха он велел составить списки всех людей, которые были убиты по его приказу опричниками. Этот греховный перечень рассылался по всем русским монастырям. Иоанн признавал ответственность за совершенные его помощниками дела, и просил святых монахов просить Господа о прощении для его раскаивающейся души.

Монашеский постриг Грозного был самозваным. Тем не менее, слухи шли по всей России, что вызывало непонимание у святителя Филиппа. Последний считал, что запрещено смешивать земное служение и небесное. И между борьбой с мечом или крестом имеется огромная разница. При этом митрополит понимал, что происходит в стране – он замечал нераскаянную злобу царя, а также ненависть, с которой опричники выполняли греховные поручения Иоанна. В числе самозваных монахов было много обычных убийц, которых привлекала безнаказанность, с которой они могли грабить и убивать. Эти люди закоренели в преступлении. В данном случае попустительство законов Божьих привело к страшным последствиям, тогда как сам Грозный пытался через церковь обелить подопечных. Монарх считал, что любая кровь, пролитая членами его черного барства, взывает к небу.

Святитель Филипп понял, что в этом государстве только ему по силам противостоять страшному греху, исходившему от опричников. Сложное решение он принял на фоне страшной волны казней, проведенных с 1567 по 1568 годы. Еще осенью 1567 года царь с армией собирался отправиться в поход на Ливонию, но узнал о назревавшем заговоре среди бояр. Согласно планам предателей, царя должны были выдать королю Польши, который на тот момент уже выехал к границе с войсками. Иоанн Грозный молниеносно лишил жизни заговорщиков, убив и замучив множество людей. Это все происходило на глазах у Филиппа, и пролитая кровь невинных людей вынуждала его выступить на защиту убиенных.

В 1568 году наступает разрыв в отношениях митрополита и царя. Второго марта 1568 года, когда отмечалась Крестопоклонная Неделя, царь с опричниками решил наведаться в Успенский собор. Все они были одеты в монашеские облачения. Но святитель Филипп не согласился благословлять монарха с его черной ратью. Он стал говорить о беззаконии, которое творил Иоанн с опричниками. Но Грозный не мог долго сдерживать себя, когда его разоблачали прямо во время церковной службы. Царь спросил у Филиппа, зачем тот противится, и пообещал вскоре проверить его твердость. По его словам, ранее он слишком мягко относился к митрополиту. Об этих словах говорили очевидцы богослужения.

В последующие дни царь стал еще более жестоким в отношении всех людей, которые отказывались подчиняться его воле. В стране буквально ежедневно проходили казни. Стало понятно, что святителю-исповеднику оставалось жить недолго. Но Грозный не хотел идти против церковных порядков. Поэтому сначала он обратился к Боярской Думе, которая поддержала вынесение судебного приговора для Главы Русской Церкви. Был созван суд, на котором оказались лишь лояльные монарху бояре. На соборном суде митрополиту рассказали о выдуманных обвинениях. Появились и многочисленные лжесвидетели, среди которых оказались и некоторые монахи Соловецкой обители. В числе предателей оказались любимые Филиппом постриженики и ученики. Среди множества обвинений называли даже колдовство. Тем не менее, митрополит заявил, что он пришелец на этой земле, и готов страдать ради правды.

Обвинения суда Филипп отверг и попросил прекратить его взамен на отказ от сана митрополита. Но бояре собрались там не для того, чтобы принимать отречение. Мученику пришлось принять поругание. Так, судьи посчитали достойным наказанием пожизненное заточение в темнице. Несмотря на это, ему позволили провести последнюю литургию в Успенском соборе, которая состоялась 8 ноября 1568 года. По ходу службы в храм проникли опричники, которые прервали Филиппа и при всех верующих обвинили святителя во множестве грехов. Прямо в храме они сорвали с святого митрополитские одежды и одели рубище. Затем она насильно вытолкали Филиппа из храма и повезли его на обычных дровнях в Богоявленский монастырь.

В течение долгого времени Филипп был закрыт в подвалах разных московских монастырей. В преклонном возрасте его насильно забивали в колодки и держали прикованным. На шею набрасывали тяжелую цепь. В завершение мучений его заточили в Тверской Отроческий монастырь. В течение года, до 23 декабря 1569 года, бывший митрополит жил в данной обители, пока по приказу Иоанна Грозного его не пришел убить опричник Малюта Скуратов. За три дня до смерти старец увидел собственную кончину, поэтому успел причаститься к Святым Тайнам. После гибели его тело было похоронено за алтарем храма, в котором он провел последний год жизни. Затем (11 августа 1591 года) останки святого перенести в Соловецкую обитель, которой он отдал многие годы своей жизни. В июле 1652 года мощи были доставлены в Москву. С 1591 года 23 декабря было установлено днем памяти о мученической кончине святители Филиппа. В 1660 году празднование перенесли на 9 января.

Мученика Полиевкта

Церковь вспоминает о воине Полиевкте. Он был убит в 259 году нашей эры, пострадав за веру в Христа. В период правления императора Валериана его убили в городе Мелитине (нынешняя Армения).

Полиевкт вместе с Неархом жили в тяжелые времена, когда император Деций (с 249 по 251 годы) устраивал гонения на христиан. Оба мужчины были греками и служили офицерами в 12-м римском легионе, который базировался в Мелитине, Армении. В течение долгого времени двое военных тесно дружили. Сначала в христианство обратился Неарх, а спустя какое-то время и Полиевкт отказался от языческих идолов. Затем последовал жесткий приказ от императора, который обязал всех офицеров публично принести жертвы старым богам. Это должно было продемонстрировать Децию верность военнослужащих монарху.

Неарх, узнав о приказе свыше, с грустью сказал, что вскоре им придется расстаться. Полиевкт на тот момент уже шел на пути к христианской вере благодаря беседам с другом. Он сиял от радости, понимая собственную участь. Другу-офицеру он заявил, что прошлой ночью к нему во сне явился Христос, избавил от воинского плаща и одел в сияющую одежду, дав крылатого коня. Полиевкт посчитал видение предсказанием. Он решил, что вскоре предстоит переселение на Небеса, в когорте других мучеников. Несмотря на то, что офицер в течение долгого времени сохранял верность языческим идолам, он по духу и действиям давно уже был христианином. Чтобы завершить переход в новую эру, ему нужно было лишь пройти святое крещение. Тогда Неарх и Полиевкт призвали друг друга принять небесное блаженство, отказавшись от благ, которые несет в себе этот мир.

Неарх предположил, что мученическая смерть для них будет в качестве крещения. В этом обряде они станут воинами Христа, ведь Господь всегда живет в душе у мученика. Полиевкт с этого момента был морально готов к мученической смерти. Он сообщил Неарху, что его душа стремится ко всему небесному, а пред его глазами постоянно видится Христос, влияние которого сильно ощущается. Оба офицера в личном разговоре условились принять мученичество. С этим они отправились, чтобы прочитать указ императора. На глазах большого количества офицеров Полиевкт подошел с табличкой, на которой были расписаны рекомендации монарха. Он сорвал табличку, а затем вошел в ряды язычников и забрал у жрецов идолы из рук, разбив их на мелкие частицы.

Практически моментально офицера схватили коллеги, которые привели его на суд. Полиевкта обвинили в святотатстве и подвергли мучениям. Но никакие испытания не заставили его отказаться от веры. Палачи неустанно продолжали его бить, но это не приносило результата. Тогда к Полиевкту прислали его тестя, Феликса, который был правителем той области. Тот начал напоминать ему о детях и жене. Но офицер был непреклонен, ведь считал, что прежняя его жизнь с бытом и семьей уже осталась в прошлом. Полиевкт заметил, что его будущее в руках Небес, где его ожидают нетленные блага. Он пообещал и своей супруге блаженство, если та захочет сопровождать его к Богу. А если она пойдет по пути язычников, тогда и погибнет вместе с тем, что называет своим божеством.

На суд была приглашена и супруга римского легионера. Павлина в слезах обратилась к мужу, обвиняя того в безумии. Она начал вопрошать, кто мог соблазнить Полиевкта, чтобы он смог отказаться от двенадцати почитаемых богов. На это офицер ответил, что он сам в силах победить двенадцать ее богов, а поэтому жена больше не сможет найти Бога на этой земле. Он предложил Павлине проследовать за ним и поклониться единственному Богу. Полиевкт сказал, что только так она сможет после обычной жизни получить вечную, небесную. Судья, видя нежелание обвиняемого идти навстречу самым близким людям, решили вынести ему смертный приговор.

Полиевкт направлялся на место казни счастливым человеком. Он делал это так, будто идет к освобождению. Таким образом он ободрял всех христиан, которые пришли его поддержать. На месте казни он встретил Неарха и напомнил ему об обещании, которое офицеры давали друг другу. Затем он гордо склонил голову под меч палача, приняв мученическую смерть и пройдя через крещение собственной кровью. Наиболее смелые христиане взяли тело убиенного и перенесли его в Мелитан. Друг Неарх стер кровь с тела полотенцем и спустя год перенес мощи святого в город Кананеоты.

Преподобного Евстратия, чудотворца

Данный праздник посвящается святому Евстратию, который родился в городе Тарс. За верную службу Богу его сочли достойным назначить настоятелем Авгаровской обителе, расположенной на Олимпе, в Малой Азии. Он жил с VIII по IX столетия.

Преподобный Евстратий родился в городе Тарс. Когда ему исполнилось 20 лет, он втайне от родителей решил уйти из дома. Поселился в Авгаровской обители, которая находится в Малой Азии. Здесь он соблюдал подвижническую жизнь и питался исключительно водой и хлебом. По ночам не спал, а все время молился Господу. Через какое-то время его избрали настоятелем обители. В период правления императора-иконоборца Льва Армянина (с 813 по 820 года) преподобный Евстратий скрывался от гонений властей. В это время он старался жить в пустынях и горах. После смерти царя он вновь возвратился на послушание в монастырь. Все это время он проводил с молитвой на устах, и никогда не прекращал повторять: «Господи, помилуй».

Перед смертью Евстратий обратился к монахам обители. Он попросил тех не привязываться к земным богам и думать лишь о Небесах и будущей жизни. Когда ему было 95 лет, он сказал последние слова: «В руки Твои, Господи, передаю дух мой». Затем он ушел на Небеса, чтобы продолжать служить Богу.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *