16:28 / 12.03.2021 / Юлия Якобсон Наука История

Загадочная генетика покажет, чьи гены сильнее — татар или русских

Москва, 17.04.2021, 02:49:34, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.

Согласно последним открытиям генетики, генофонд русского народа состоит из двух частей — северного и южно-центрального. Что примечательно, никаких азиатских следов ученые в нем не нашли. А как же монголы и татары? Публикация в научном журнале The American Journal of Human Genetics за январь открывает завесу тайны. По сути, наука предоставила ответ на простой и в то же время сложный вопрос — чьи гены сильнее? Татарин или русский?

Русский генофонд был проанализирован научным коллективом генетиков из России и Эстонии. Никто не ожидал столь неожиданных результатов:

а) русский этнос генетически состоит из двух частей — коренное население Южной и Центральной России родственно с другими народами, говорящими на славянских языках, а жители Севера страны — с финно-уграми;

б) типичного для азиатов (монголо-татар) набора генов ни в одной из русских популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено.

Вывод простой — ученые опрокинули поговорку «Поскреби русского — найдешь татарина». А как же быть с двумя столетиями ига татар в России, неужели не осталось никаких генетических следов?

Так чьи гены сильнее: татарин или русский?

По мнению одного из исследователей, сотрудника лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН Олега Балановского, в России подобные исследования ведутся уже 20 лет. Собрав огромный архив данных в 2000 году, ученые с 2001 года начали ездить в экспедиции для изучения генофонда русского народа.

Результатом стала монография «Русский генофонд на Русской равнине», которая вот-вот увидит свет. Изучать генофонд русского народа исключительно важно — люди должны знать корни, подробности, хитросплетения. Современная наука знает много гитик, и нужно, чтобы сведения о нашем общем прошлом были в свободном доступе.

Татарский генофонд для ученых сложнее и интереснее русского, ведь в нем есть доля монголоидного генофонда, пришедшего из Центральной Азии. Однако не меньше и финно-угорского — который жил на этих землях еще до славян и татар. Ассимиляция — великая вещь и очень интересная для изучения.

Чьи гены сильнее — татарин или русский — вопрос интересный. По сути, различия между русским и татарским генофондом хотя и есть, они вовсе не колоссальные — русский полностью европейский, а татарский — по большей части европейский. Татаро-монгольского набора генов в сколь-нибудь заметном количестве нет ни в одной из русских популяций. Выходит, что устойчивое выражение «Поскреби русского – найдёшь татарина» ошибочно. Работу генетикам это никак не облегчает, ведь малые различия сложнее измерять.