Америка блокирует возможности расширения нефтяных доходов Российской Федерации

03:45, 13 Мар, 2018
Анна Федорова

Среди представителей российских властей явно появилось сегодня официальное осознание факторов, активно препятствующих эффективному развитию отечественного нефтегазового сектора. Правительство стало понимать, в частности, что конкретно не дает этой важнейшей для страны отрасли, а, следовательно, и для всей ее нации, зарабатывать больше. И виноваты здесь, как оказалось, не ущербная налоговая система, не «зеленая» энергетика и даже не истощающиеся месторождения сырья. Эксперты подчеркивают: Российской Федерации пора начинать учиться обходить санкции США.

В российском Минэнерго разработали, как известно, обновленную Доктрину энергетической безопасности государства. Авторы ее проекта с уверенностью перечисляют ключевые угрозы для отечественной энергетической отрасли. Данная доктрина была утверждена еще в 2012-м, однако, на фоне новых реалий документ решено было отправить на доработку.

Основной угрозой называют здесь «дискриминационную политику» Соединенных Штатов и некоторых их союзников. Речь идет, прежде всего, об ограничении доступа к технологиям и оснащению Запада, а также о финансировании на долгосрочную перспективу.

Второе место по значимости занимает переход на «зеленую энергетику». Разработчики Доктрины энергобезопасности России указывают, в частности, на чрезмерную финансовую нагрузку структур топливно-энергетического комплекса и на то, что страна по-настоящему критически отстает сегодня в научной сфере и в развитии современных технологий.

Упоминают в этих материалах, кроме прочего, заметно замедлившийся рост спроса на энергоресурсы во всем мире. В качестве основных причин сложившейся на глобальном рынке ситуации специалисты отечественного Минэнерго называют повышение энергоэффективности наряду с существенно ужесточившейся конкуренцией, появление новых экспортеров и ощутимый рост объемов производства сжиженного природного газа (СПГ).

Внутренними угрозами названы:

  • сокращение размеров и падение качества обнаруживаемых месторождений;
  • существенное ухудшение ресурсной базы;
  • заметное истощение действующих месторождений;
  • слабый уровень геологической изученности государства.

«Что-то мы можем ощущать в энергетике и в экономике уже сегодня, а что-то скажется, вероятно, в долгосрочной перспективе, – поясняет ведущий специалист Фонда национальной энергобезопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков. – К примеру, санкции в энергетическом секторе представляют собой уже реализованную угрозу».

Проблемы нефтяных структур России

Нефтегазовые корпорации Российской Федерации с целым рядом проблем на сегодняшний день уже столкнулись. Когда-то они абсолютно спокойно получали кредиты под невысокие процентные ставки на рынке Запада, а после введения санкционных мер просто вынуждены были отправиться на финансовые рынки Азии, где ставки, как известно, намного выше. В КНР, например, кредиты совсем дорогие, плюс – у китайцев всегда есть свои условия для получения денег в долг (как вариант – они требуют, чтобы финансы направлялись на закупки оборудования исключительно китайского производства).

Главной же проблемой для России является чересчур медленное развитие собственных технологий и собственного производства, подчеркивает заместитель руководителя департамента аналитики «Альпари» Анна Кокорева.

«По-настоящему серьезной проблемой является в настоящее время для нашей страны отсутствие доступа к зарубежным новшествам в нефтегазовом секторе», — констатировала эксперт.

Запрет на поставки технологий и оснащения выявил довольно болезненную точку у нефтегазовой отрасли Российской Федерации. У нее отсутствуют свои технологии для ведения работ на шельфе либо для успешной добычи трудноизвлекаемого сырья на территории Баженовой свиты, поясняет Юшков.

У России отсутствуют сейчас технологии автономных подводных комплексов для добычи, которые планировалось применять на Южно-Киринском месторождении (база ресурсов для третьей очереди СПГ-предприятия на территории Сахалина). К технологиям Соединенных Штатов наша страна прибегать не может, так что теперь вообще неясно, как заниматься разработкой данного месторождения, единогласно отмечают эксперты.

Развитие «зеленой» энергетики в Европе

Значительный рост «зеленых» технологий в европейской энергетике тоже представляет собой угрозу, но совершенно иного типа. Европейский союз существенно уменьшает объемы добычи природного газа по той причине, что ощутимо истощаются его месторождения. Но ЕС не осуществляет при этом закупки равнозначного количества топлива у Российской Федерации, а часть газа, который выпадает, Европа замещает сегодня другим путем – в первую очередь с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Суть этой угрозы заключается в том, что для России нет расширения рынка сбыта. Кроме того, Европа активно призывает сейчас к полному отказу от углеводородного сырья как такового, – поясняет Юшков. – Между тем, здесь следует признать, что угроза эта пока вовсе не препятствует тому, чтобы «Газпром» демонстрировал один рекорд за другим по объемам экспорта «голубого» топлива в ЕС. И она абсолютно не мешает газовой монополии России продолжать выходить на рост своих продаж».

Отдельным вызовом специалисты считают новых экспортеров и повышение объемов производства СПГ. Одним из новых «игроков» глобального энергетического рынка успешно стала Америка, но она проигрывает пока в жесткой конкуренции с газом российского производства.

СПГ американского производства не появился в Европе, на основном нашем рынке сбыта. Риск состоит здесь главным образом в том, что власти США начнут скоро с помощью политических мер активно проталкивать свою продукцию на рынок Европы, полагают большинство аналитиков. Америка ведь весьма открыто признается, что намерена всячески препятствовать реализации проекта «Северный поток-2». Почему? Всего лишь по той причине, что правительство США видит сегодня острую необходимость в оказании поддержки своим производителям.

Финансовая нагрузка на структуры российского ТЭК

Говоря о чрезмерной финансовой нагрузке на структуры российского ТЭК, эксперты указывают прежде всего на необходимость снижения степени налоговой нагрузки на нефтегазовые корпорации и предприятия. Специалисты полагают, что они не должны больше вкладывать свои средства в создание собственных технологий, столь необходимых для нас, равно как не следует им финансировать и поиск с дальнейшими разработками новых месторождений сырья.

Специалисты отечественного Минэнерго уже много лет ведут дискуссии о том, что в стране нужно сформировать диверсифицированную налоговую систему. Основная суть ее заключается в том, чтобы как на молодых, так и на старых месторождениях лежало несущественное налоговое бремя. Все «сливки» государство должно собирать при этом, когда то или иное месторождение сырья будет выходить на полную мощность. На деле, однако, реализовать это до сих пор не удается.

«Все перечисленные факторы представляют собой скорее не угрозы, а вызовы для Российской Федерации, — резюмировал эксперт компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — С вызовами извне страна, разумеется, не сможет сделать ничего. А вот для того, чтобы улучшить положение дел в энергетической отрасли, государству нужно активно заниматься развитием своего внутреннего рынка».

Впрочем, Россия может не только предпринимать меры для стимулирования компаний к геологоразведкам и разработкам – она и сама должна заниматься геологоразведкой. Несколько лет тому назад для этого и создавали компанию «Росгеология». Чрезвычайную важность представляют для нашей страны обнаружение и последующее развитие именно новых месторождений нефти, поскольку со сбытом «черного золота» никаких проблем нет – сколько Россия добудет, столько она и продаст.

Однако, проблема в том, что добывать больше мы пока не в состоянии, подчеркивают эксперты ФНЭБ. По итогам уже двух лет кряду Россия «топчется» на уровне 546-547 миллионов тонн, и в идеале добыча нефти в стране продолжит сохраняться в перспективе на этой отметке.

Подводя вывод, можно с уверенностью говорить о том, что именно американские санкции препятствуют тому, чтобы Россия разрабатывала новые месторождения нефти и, следовательно, получала от этого большие доходы. Все просто: в нашем государстве заблокирован доступ к технологиям, являющимся необходимыми для такого сценария. Единственным выходом из сложившейся ситуации можно считать для России создание подобных технологий исключительно своими усилиями.

Читайте также: МЭА оценивает инвестиции в энергетику в мире до 2040 года в $45,9 трлн

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *