Антикитерский ребус: как древнее кораблекрушение раскрывает тайны античного судостроения и жизни на море

20:36, 09 Июл, 2025
Ирина Валькова
стена на дне Балтийского моря
Иллюстрация: pronedra.ru

Легендарное место кораблекрушения у греческого острова Антикитера, известное всему миру с начала XX века благодаря находке загадочного антикитерского механизма, вновь оказалось в центре научного внимания. Экспедиция 2025 года, завершившаяся 20 июня, принесла важные открытия, которые позволяют взглянуть на античную морскую историю Средиземноморья под новым углом.

Работы, проходившие с 23 мая, стали продолжением многолетней программы подводных археологических исследований, в которых участвуют как греческие, так и международные специалисты. На этот раз внимание команды сосредоточилось на изучении конструктивных элементов судна, его груза и обломков, до сих пор покоящихся на морском дне у юго-восточного побережья острова.

Судно, собранное «снаружи внутрь»

Одним из важнейших открытий нынешнего сезона стали три внешние доски обшивки корабля, соединённые с внутренним каркасом. Этот элемент был найден ещё в 2024 году, но только сейчас археологи завершили его извлечение и первичную обработку. Детальный анализ подтвердил, что перед нами — яркий пример технологии «обшивка до каркаса», применявшейся в Средиземноморье с IV по I век до нашей эры. При этом методе строители начинали с внешней оболочки судна, на которую позже крепили внутренние элементы — своеобразный «античный корпус наоборот».

Предварительное дендрохронологическое датирование позволило отнести древесину к примерно 235 году до н. э. Исследование показало, что использованы были два типа дерева — вяз и дуб, оба традиционно применявшиеся в древнем кораблестроении. Примечательно, что толщина досок (менее 5 см) оказалась меньше, чем у ранее найденных фрагментов корпуса, в том числе тех, которые поднимал Жак-Ив Кусто в 1976 году. Это породило дискуссию: принадлежал ли этот участок верхней части корабля, был ли он следствием ремонта или вообще относился к меньшему вспомогательному судну?

Следы корабельной службы

Дополнительную ценность представляют собой фрагменты дерева, найденные рядом с металлическими и органическими материалами: свинцом, медью, смолой и дёгтем. Их расположение указывает на то, что они, возможно, связаны с элементами технического обслуживания корабля — в частности, с методами конопатки. Конопатка (герметизация швов между досками) была ключевым процессом, от которого зависела надёжность судна в открытом море. Эти находки, пусть и не столь эффектные, как античные артефакты, проливают свет на повседневную морскую практику и заботу о мореходности судна.

Мраморное молчание

Однако не только судостроительная технология оказалась в центре внимания. Археологи столкнулись с неожиданным, но захватывающим открытием — среди отложений была частично обнаружена мраморная статуя в контрапостной позе. Удалось поднять только основание с нижней частью левой ноги фигуры, остальные части статуи остались в плотных слоях морского ила. Было решено не разрушать осадочные пласты, а оставить дальнейшие раскопки будущим экспедициям.

Такие находки поднимают вопрос о характере груза: перевозились ли эти статуи как предметы искусства, дипломатические дары или торговые товары? Известно, что корабль вёз разнообразный груз, и каждый новый фрагмент помогает воссоздать более точную картину античного мира.

От вина до ступки: бытовая сторона древнего плавания

Интерес исследователей вызвали и другие элементы груза, в частности — амфоры. Среди них были обнаружены редкие хиосские амфоры, причём сразу в двух локациях на месте крушения. Это подтверждает, что груз был более разнообразным, чем считалось ранее, и, возможно, предназначался для нескольких рынков или покупателей. Хиос, напомним, славился своими винами, а амфоры были основным способом их транспортировки.

Особое внимание привлёк и небольшой глиняный сосуд с носиком и ступчатым основанием — вероятно, использовавшийся для измельчения или смешивания пищи. Это не просто «кухонная утварь»: он даёт ценную информацию о повседневной жизни на борту, о том, как готовили пищу в море, и о кулинарных привычках античных моряков.

Археология в эпоху цифры

Все находки были зафиксированы с помощью современных методов: подводной 3D-фотограмметрии и интеграции данных в геоинформационную систему (ГИС). Такой подход позволяет не просто «собирать» артефакты, а формировать детализированную цифровую модель кораблекрушения. Этот архив стал важнейшим инструментом как для аналитики, так и для планирования будущих погружений.

Загадки, которые только множатся

Кораблекрушение у Антикитеры — это не просто случайная авария. Это окно в античную эпоху, позволившее человечеству прикоснуться к технологическим и культурным достижениям прошлого. От антикитерского механизма, ставшего символом древних знаний, до обломков корпуса и бытовых предметов — каждый элемент словно часть головоломки, где каждая новая находка одновременно приближает к разгадке и порождает новые вопросы.

Экспедиция 2025 года вновь доказала, что Антикитера — это больше, чем просто корабль на дне. Это исторический узел, в котором сплелись античные технологии, торговля, искусство и быт. И, судя по всему, он ещё не раз удивит нас в будущем.

Ранее на сайте «Пронедра» писали, что в Балтийском море найдена гигантская каменная стена эпохи мезолита

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *