Белоруссия хочет почти в 2 раза поднять тарифы за прокачку нефти по «Дружбе»

11:45, 31 Май, 2023
Татьяна Арестова
Источник фото: deita.ru

Оператор белорусского участка нефтепровода «Дружба», «Гомельтранснафта Дружба», обратился к компании «Транснефть» с предложением повысить тарифы на транспортировку на 84% с 1 июля 2023 года. Это, как указано в письме, позволит обеспечить безубыточную работу компании, сохраняя возможность дальнейшего развития, сообщает «Коммерсантъ».

«Транснефть» подтвердила факт обращения, но отказалась от детальных комментариев. Нефтепровод «Дружба» проходит через территорию России до белорусского Мозыря, а затем разветвляется на две ветви. Северная направляется в Польшу и Германию, южная –  идет через Украину до:

  • Чехии;
  • Словакии;
  • Венгрии;
  • Хорватии.

Повышение тарифа планируется для обоих направлений. Белоруссия стремится компенсировать потерю объемов на северном участке после того, как Германия и Польша прекратили импорт российской нефти и начали закупки топливного сырья из Казахстана в значительно меньших объемах. Предполагается, что поставки в целом за год не превысят 1 млн тонн. Это примерно в 20 раз меньше, чем ранее страны получали из России.

В «Гомельтранснафта Дружба» отметили, что из-за санкций со стороны Европы поставки российской нефти через Белоруссию значительно сократились. В I квартале грузооборот по транзитным направлениям упал на 38,6% ниже заявленного «Транснефтью» при плановом пересмотре тарифов, а в направлении Польши и Германии — на 55,2%. В целом за январь-март прокачка по системе «Дружбы» уменьшилась в 4,7 раза, а в направлении Польши и Германии — в 12,1 раза по сравнению с 2022 годом. Ожидается, что отрицательная динамика сохранится вплоть до июня. Снижение оценивают в 5,3 и 16,6 раза соответственно, сообщают журналисты pronedra.ru. По прогнозам Минска, по итогам года уровень транзита нефти упадет на 45,9%, а в направлении Польши и Германии — на 71,2% относительно заявленных при пересмотре тарифов показателей.

В письме «Гомельтранснафта Дружба» указывается, что снижение грузооборота приводит к убыточности компании. По итогам I квартала потери сотавили 329 млн рублей. За первое полугодие они могут вырасти до 1,26 млрд рублей. Компания также пытается повысить эффективность, поднимая тарифы на внутреннюю транспортировку нефти на белорусские НПЗ и оптимизируя численность сотрудников.

«Укртранснафта», оператор украинского участка «Дружбы», также выступила с просьбой о повышении тарифа. Киев подал заявку на поэтапное увеличение транспортных расценок с 13,6 евро до 21 евро за тонну с 1 августа. В результате удалось согласовать повышение только на 25%, до 17 евро с 1 июня. Это уже второе поднятие ставки в текущем году: с 1 января тариф в направлении Словакии и Венгрии вырос на 18,3%, до €13,6 за тонну.

По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, требования Белоруссии, учитывая резкое снижение прокачки по северному направлению, логично. Фактически страна стоит перед выбором: либо значительно повысить тариф только по северному направлению, где прокачка резко сократилась, либо увеличить его не так сильно, но на обоих направлениях.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *