Белоруссия хочет почти в 2 раза поднять тарифы за прокачку нефти по «Дружбе»

Оператор белорусского участка нефтепровода «Дружба», «Гомельтранснафта Дружба», обратился к компании «Транснефть» с предложением повысить тарифы на транспортировку на 84% с 1 июля 2023 года. Это, как указано в письме, позволит обеспечить безубыточную работу компании, сохраняя возможность дальнейшего развития, сообщает «Коммерсантъ».
«Транснефть» подтвердила факт обращения, но отказалась от детальных комментариев. Нефтепровод «Дружба» проходит через территорию России до белорусского Мозыря, а затем разветвляется на две ветви. Северная направляется в Польшу и Германию, южная – идет через Украину до:
- Чехии;
- Словакии;
- Венгрии;
- Хорватии.
Повышение тарифа планируется для обоих направлений. Белоруссия стремится компенсировать потерю объемов на северном участке после того, как Германия и Польша прекратили импорт российской нефти и начали закупки топливного сырья из Казахстана в значительно меньших объемах. Предполагается, что поставки в целом за год не превысят 1 млн тонн. Это примерно в 20 раз меньше, чем ранее страны получали из России.
В «Гомельтранснафта Дружба» отметили, что из-за санкций со стороны Европы поставки российской нефти через Белоруссию значительно сократились. В I квартале грузооборот по транзитным направлениям упал на 38,6% ниже заявленного «Транснефтью» при плановом пересмотре тарифов, а в направлении Польши и Германии — на 55,2%. В целом за январь-март прокачка по системе «Дружбы» уменьшилась в 4,7 раза, а в направлении Польши и Германии — в 12,1 раза по сравнению с 2022 годом. Ожидается, что отрицательная динамика сохранится вплоть до июня. Снижение оценивают в 5,3 и 16,6 раза соответственно, сообщают журналисты pronedra.ru. По прогнозам Минска, по итогам года уровень транзита нефти упадет на 45,9%, а в направлении Польши и Германии — на 71,2% относительно заявленных при пересмотре тарифов показателей.
В письме «Гомельтранснафта Дружба» указывается, что снижение грузооборота приводит к убыточности компании. По итогам I квартала потери сотавили 329 млн рублей. За первое полугодие они могут вырасти до 1,26 млрд рублей. Компания также пытается повысить эффективность, поднимая тарифы на внутреннюю транспортировку нефти на белорусские НПЗ и оптимизируя численность сотрудников.
«Укртранснафта», оператор украинского участка «Дружбы», также выступила с просьбой о повышении тарифа. Киев подал заявку на поэтапное увеличение транспортных расценок с 13,6 евро до 21 евро за тонну с 1 августа. В результате удалось согласовать повышение только на 25%, до 17 евро с 1 июня. Это уже второе поднятие ставки в текущем году: с 1 января тариф в направлении Словакии и Венгрии вырос на 18,3%, до €13,6 за тонну.
По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, требования Белоруссии, учитывая резкое снижение прокачки по северному направлению, логично. Фактически страна стоит перед выбором: либо значительно повысить тариф только по северному направлению, где прокачка резко сократилась, либо увеличить его не так сильно, но на обоих направлениях.