Британия наносит удар по российскому «теневому флоту»: Запад усиливает санкционное давление накануне 9 Мая

В день, когда вся Россия отмечает День Победы — символ героизма и национального единства, — западные державы не впервые выбирают этот сакральный для нашей страны момент для усиления давления. Новым витком стало решение Великобритании ввести санкции против 100 российских танкеров, обвиняя их в принадлежности к так называемому «теневому флоту», который якобы участвует в обходе западных рестрикций на экспорт энергоресурсов.
Об этом, по данным агентства Reuters, сегодня в Осло официально заявит премьер-министр Великобритании Кир Стармер на саммите по вопросам европейской обороны. Согласно западной логике, «теневой флот» — это суда, которые продолжают перевозить российскую нефть вопреки потолку цен, установленному странами G7 и Евросоюзом. При этом речь идёт не о военных, а о сугубо гражданских судах, занятых в международной торговле.
По всей видимости, Великобритания решила действовать в русле общей линии Евросоюза, который готовит 17-й пакет санкций, также нацеленный на энергетическую логистику России. Как сообщается, ЕС может внести в черный список до 150 танкеров. Подобные меры фактически представляют собой попытку подорвать основы российской нефтяной торговли, несмотря на то, что в юридическом смысле подобные действия вызывают много вопросов, в том числе по части международного морского права.
Почему именно сейчас?
Очевидно, что выбор даты — 9 мая — не случаен. Это продолжение западной традиции устраивать «информационные вбросы» или политические атаки в знаковые для России дни. Таким образом подрывается не только внешнеполитическая стабильность, но и внутренний моральный дух. Россия вновь сталкивается с попыткой навязать образ страны-изгоя, несмотря на то, что наша страна продолжает поставлять энергоносители на мировой рынок, соблюдая все контрактные обязательства.
Что такое «теневой флот»?
Термин «теневой флот» стал активно использоваться западными СМИ и аналитиками в последние два года. Им обозначаются суда, которые якобы:
- переписывают владельцев и флаги регистрации;
- отключают системы слежения (AIS);
- проводят перевалку нефти в открытом море;
- используют страхование вне западных компаний.
Однако за подобными определениями скрывается попытка создать легитимность для санкционного вмешательства в коммерческую деятельность, выходящую за рамки юрисдикции тех же британских или европейских властей. По сути, это инструмент не экономической борьбы, а политического давления.
Реакция России
Российские официальные лица пока не комментировали решение Лондона, однако в экспертной среде не сомневаются: Москва найдет способы адаптироваться. Как отметил один из собеседников «МК»,
«Запад в очередной раз наступает на старые грабли, переоценивая эффективность санкционного инструментария. Реальность такова, что спрос на российскую нефть остается высоким — как в Азии, так и в других регионах мира».
Напомним, ранее в СМИ появлялись сообщения о том, что береговая охрана Финляндии якобы предотвратила посадку на мель российского танкера, перевозившего сырую нефть. Он также был отнесен к «теневому флоту». Однако никаких доказательств реальных нарушений или аварии предоставлено не было.
Что дальше?
Судя по всему, Лондон и Брюссель намерены продолжать ужесточение санкций в отношении российской морской логистики. Вероятным шагом станет блокировка страхования, лизинга и портового обслуживания для судов, попавших в черные списки. Однако в условиях, когда глобальная энергетическая инфраструктура постепенно перестраивается в сторону Востока, подобные меры могут оказаться малоэффективными и даже вредными для самих европейцев.
На фоне глобальной геополитической турбулентности и продолжающейся трансформации мировой экономики решение Великобритании воспринимается в России как очередной акт недружественной политики. Выбор 9 мая для подобного заявления лишь подчеркивает истинные мотивы — не борьбу с «теневыми схемами», а целенаправленную попытку уколоть страну в день её национального триумфа.
Россия уже не впервые сталкивается с санкционным нажимом и доказала свою способность адаптироваться, развивать параллельную логистику и находить союзников за пределами западного блока. Вероятно, история с «теневым флотом» — это лишь очередной виток конфронтации, который, как и раньше, не приведет к желаемому для Лондона и Брюсселя результату.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Великобритания перед ядерной дилеммой из-за потери США как стратегического партнера