Чин погребения Пресвятой Богородицы приходится на третий день после Успения
Ежегодно 28 августа православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы. В преддверии этого события верующие соблюдают строгий двухнедельный пост. Празднование Успения продолжается в течение нескольких дней — с 28 августа по 5 сентября. В эти дни в церквях проводится торжественный обряд — чин погребения Пресвятой Богородицы. История и традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность и несут в себе уникальные черты.
Как проходит чин погребения Богородицы
По благословению Святейшего Патриарха, чин погребения Пресвятой Богородицы происходит в храме Московской Духовной академии вечером в день праздника, хотя по Уставу предписано проводить его на третий день.
Богослужение начинается с всенощного бдения, начиная с праздничной вечерни, за которой следует утреня. Во время пения «Бог Господь…» на Болгарском распеве звучат особые тропари из Иерусалимского «Последования» — «Благообразных ученик лик…», «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная», «И ныне»: «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим…» — исполняемые на мелодию «Благообразный Иосиф…». После этого духовенство выходит к плащанице, где исполняются «Непорочны» на три стихии. Перед первой стихией проходит полное каждение, перед второй и третьей — малое.
После третьей стихии исполняются специальные тропари: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время проводится каждение всего храма. Затем следует малая ектения и антифон 4-го гласа: «От юности моея…» (полиелей и величание не исполняются), прокимен «Помяну имя Твое…» и Евангелие по Луке, зач. 4-е. Далее звучит «Слава»: «Молитвами Богородицы…», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже…» и стихира праздника, после чего произносится «Спаси, Боже, люди Твоя…», возглас и оба канона праздника из Минеи, также включенные в Иерусалимское «Последование».
Во время этого богослужения не совершают помазания. Духовенство уходит в алтарь, а на великое славословие они возвращаются к плащанице. Проходит каждение (трижды) вокруг плащаницы, земной поклон и её обнесение вокруг храма. Предстоятель проходит с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор исполняет «Святый Боже…». После обнесения плащаницу возвращают на место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не произносится). Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы и помазание елеем. Заключительными являются ектении и отпуст.
Когда совершается чин Погребения Пресвятой Богородицы в православных храмах
Чин Погребения Пресвятой Богородицы является значимым обрядом в православной Церкви, отмечающим успение и погребение Божией Матери в Гефсимании. Этот обряд представляет собой особенное богослужение, которое привлекает множество православных христиан.
Чин Погребения включает в себя меланхоличные песнопения о смерти Девы Марии и литургические тексты, внушающие надежду на исполнение её обещания заступничества за человечество перед Богом до конца времён.
Само богослужение Погребения Богородицы стало частью литургической практики Церкви. В Типиконе, основном документе, регулирующем богослужебный порядок, нет прямых указаний на проведение этого чина в православных храмах, но отсутствие таких указаний не мешает проведению богослужения, подчёркивающего глубокое почтение к Матери Божией как усердной защитнице христиан.
Первые рукописи с текстом Чина Погребения датируются XV — XVI веками. По традиции, этот обряд совершается в Иерусалиме у гробницы Богородицы утром в канун праздника Успения. Исторически в других православных Церквах Востока богослужение проводилось вместе с праздничной службой Успения (28 августа по новому стилю), на сам день праздника. Однако устав Великой Константинопольской Церкви запрещает такое совмещение. В России сохраняется практика проведения Успенской службы в сочетании с всенощным бдением накануне Успения и частью богослужения из Чина Погребения, приходящегося на вечер 27 августа, как в Киево-Печерской Лавре, так и в Костромском Богоявленском монастыре.
В большинстве храмов Русской Православной Церкви чин Погребения проводится в дни после праздника Успения, обычно на третий день после праздника. Учитывая, что богослужение суток начинается с вечера предыдущего дня, всенощное бдение с Чином Погребения проводится на вечер второго дня после праздника Успения — 29 августа.
Традиция проведения Чина Погребения на третий день после Успения закрепилась в России с середины XIX века, когда начало проводиться в Гефсиманском скиту при Троице-Сергеевой Лавре.
История чинопоследования
На территории Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, напротив входа в храм Воскресения, находится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, используемая во время успенского богослужения. Плащаница размещена среди подсвечников. Начиная с праздника Преображения и до 12 августа перед плащаницей ежедневно проводятся молебны, акафисты и вечерня. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья отслуживает Божественную литургию. После Литургии, в 4 часа утра, настоятель в полном облачении проводит краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в память о перенесении тела Богоматери апостолами с Сиона. В процессии участвует многочисленное духовенство с свечами (в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несут впереди клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо на бархатной подушке. Крестный ход сопровождается множеством паломников. Прибыв в Гефсиманию с восходом солнца, плащаница помещается в каменной пещере на ложе Богоматери, где она остается до праздника для поклонения.
14 августа утром около 9–10 часов проводится богослужение Погребения Богоматери, включающее пение 17-й кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним, и совершается Патриархом. (По описанию А.А. Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали турецкие войска, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали Патриарха военным маршем.) После каждения Патриархом одра с плащаницей в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по Отче наш), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. Патриарх занимает место за одром, по бокам от него стоят архиереи, архимандриты и иеромонахи вплоть до царских дверей.
Патриарх снова входит в пещеру для начала каждения всего храма, сопровождаемого пением первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заканчивается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статии «Достойно есть величати Тя» Патриарх кадит только пещеру и одр, возглас выносит старейший архиерей. На третьей статии: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Эта статия, как и в Великую Субботу, ведет к пению воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении следует ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время длительного пения Трисвятого иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр возвращается опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх совершает отпуст.