Что скрывало много лет Боденское озеро: глубины открывают исследователям тайны древних судов и редких артефактов

В рамках проекта LAD на дне Боденского озера обнаружено более 250 аномалий, десятки затонувших кораблей, включая два корпуса колёсных пароходов и почти нетронутое грузовое парусное судно с уникальными деталями; работа продолжается до 2027 года.
Впервые систематически исследовано подводное культурное наследие Боденского озера на границе Германии, Швейцарии и Австрии. За два года команда Земельного управления по охране памятников Баден-Вюртемберга и Института исследований озёр применили геофизику, водолазные группы и РОВ, чтобы пробиться к глубинам до 251 метра и зафиксировать десятки аномалий, среди которых ценнейшие находки затонувших судов.
Проект: исследование Боденского озера
Проект LAD, стартовавший в 2022 году, стал крупнейшим подводноархеологическим предприятием в истории Боденского озера. Исследователи использовали батиметрические карты высокого разрешения и гидролокатор бокового обзора, чтобы выявить «аномалии» на дне. После обследования 186 точек 31 из них оказались затонувшими судами, перевозившими грузы и пассажиров по озеру.
Также читайте: Сокровища Троянской эпохи на дне моря: у берегов Турции найден затонувший корабль бронзового века
Подводные находки Боденского озера и их значение
Среди ценных находок — два металлических корпуса колёсных пароходов SD Baden (1871) и SD Friedrichshafen II (1909). Оба судна в прошлом вмещали до 600 пассажиров, однако судьба их печальна: Friedrichshafen II пострадал во Второй мировой войне и затонул в 1946 году; Baden был списан в 1930 году и впоследствии ушёл в глубины. Особый интерес представляет почти нетронутое грузовое парусное судно с мачтой и реей: благодаря слабому влиянию инвазивных мидий квагга сохранились носовое оборудование, страховочные штыри и зубчатое храповое колесо — уникальный раритет пресноводной археологии.
Помимо этого, исследователи зафиксировали загадочное поле обломков с 17 деревянными бочками, часть которых сохранила крышки и возможные клейма. Пока происхождение груза остается неясным, его изучение может пролить свет на торговые маршруты региона.
Подводные находки как сокровищницы времени
По словам научного сотрудника проекта Александры Улиш, подобные объекты являются «капсулами времени», позволяющими реконструировать технологии судостроения, торговлю и бытовые аспекты жизни на Боденском озере в разные эпохи. План подъемов пока не утверждён: основной акцент сделан на детальной документации, сохранении памятников и постепенной их консервации. Проект продолжится до 2027 года и уже сегодня считается крупнейшим подводноархеологическим исследованием озера.
Перспективы и значение находок
Расшифровка содержания массивов затонувших судов позволит не только реконструировать историю судостроения и торговли в регионе, но и углубить понимание культурного ландшафта пресноводных локаций Европы. Важный аспект — сохранение объектов для будущих поколений и расширение методик подводной археологии с применением современных инструментов геофизики и робототехники.
Итог
Открытия LAD переворачивают представление о глубинах Боденского озера: здесь скрыты не только корабли, но и бесценные свидетельства о человеческих маршрутах, ремёслах и быте на берегах трёх стран. Завет проекта — детальная фиксация и сохранение уникального подводного наследия, чтобы до 2027 года и далее можно было изучать прошлое, не нарушая его хрупкость.
Ранее на сайте «Пронедра» писали про Таинственный город на дне Иссык-Куля: как российские ученые раскрывают древние тайны озера с помощью подводных дронов