День высших специальных офицерских классов ВМФ РФ отмечают 28 января

12:34, 27 Янв, 2020
Анна Федорова

В Российской Федерации и далеко за ее пределами широко известны высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота, которые удостоены ордена Ленина. Сокращенное название высшего учебного учреждения — ВСОК ВМФ, которое состоит в системе переподготовки офицерских кадров отечественного флота.

День высших специальных офицерских классов ВМФ РФ, 28 января

С июля 2012 года ВСОК ВМФ получили статус Военного института, используемого для дополнительного профессионального образования. ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является кузницей кадров для российского флота.

Основная задача высших офицерских классов Военно-Морского Флота — профессиональная переподготовка офицерских кадров. Студентами имеют право быть граждане с высшим профессиональным образованием, претендующие на должность командира корабля или подводной лодки Военно-Морского Флота. Также на учебе могут присутствовать флагманские специалисты корабельных соединений, командиры боевых судов первого и второго рангов, ответственных за воспитательную работу. На занятиях проводятся научные исследования, способствующие решению актуальных для флота проблем в области военной тактики и боевой подготовки личного состава. Классы помогают применять боевое оружие и прочие технические средства.

История создания

Еще в 1827 году был основан класс в рамках Морского кадетского корпуса. Благодаря ему морское ведомство предоставляло высшее образование для офицеров флота, стремившихся повысить квалификацию в морских науках. Спустя 35 лет, в 1862 году его реформировали в морской академический курс, а еще спустя 15 лет — в Николаевскую морскую академию. В следующие годы курсы подразумевали учебу в трех офицерских классах — минном, артиллерийском и для минных механиков.

С начала октября (по старому календарю 14 октября) 1874 года курс принял первых офицеров, желавших получить знания в Минном офицерском классе. Они были основаны в Кронштадте в соответствии с решением Морского ведомства. С этого момента официально Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота. Минный офицерский класс действовал параллельно с минной школой и офицерским классом для минных механиков. Частично учеба осуществлялась на берегу в Кронштадте, тогда как вторая часть обучения проходила непосредственно в минном отряде. По итогам обучения в классе минных механиков офицеры знакомились с работой инженеров-механиков и техникой электрического освещения. Также изучалось строение мин Уйатхеда и других взрывных приспособлений. Курсы длились в течение полугода. По их завершению офицеры сдавали выпускной экзамен и в течение следующего года отправлялись на практику в учебный минный отряд. После успешной практической стрельбы студентам предоставлялось звание минного механика.

В ноябре 1978 года в Кронштадте открывают Минный Артиллерийский класс для офицеров, а спустя девять лет аналогичный класс создают для водолазов. Спустя какое-то время его приобщат к Водолазной школе в Кронштадте. Благодаря получению богатого опыта морские офицеры продолжали обучение в других классах. К примеру, в 1906 году был открыт курс подводного плавания, еще через три года — класс для штурманов, а в 1913 году — электротехнический.

Специально для каждого класса была организована собственная территориальная и организационно-штатная структура. Преподавательский состав читал лекции в кабинетах. Для повышения квалификации использовались специальные лаборатории и и запасные корабли, приписанные к учебному заведению. Чтобы усилия преподавательского состава оказались максимально эффективными, были выделены немалые деньги для создания обучающей среды, ориентированной на современные требования флота. Сегодня уже осуществлена компьютеризация процесса обучения, включающего уникальные педагогические и информационные технологии. Военная педагогика и дидактика подаются в доступном и эффективном виде. Использование электронного обучения позволило существенно изменить педагогическую систему. Знания, полученные офицером, досконально реализуются на практике.

На преподавателей возлагается основная нагрузка организации процесса обучения. Тем не менее, сохранились традиционные принципы работы классов. Профессорско-преподавательский состав состоит лишь из флотских офицеров, за спиной которых имеется богатый опыт службы на кораблях и штабах разного уровня. Практически каждый из них ранее получил академическое образование. Благодаря педагогической практике и многолетней работе на флоте военные преподаватели могут доходчиво объяснить весь объем предлагаемой информации.

Поделитесь этой новостью