«Дёшево, но эффективно»: как в зоне СВО начали воевать наземные беспилотники
В ходе специальной военной операции в зоне испытаний российские военные успешно протестировали боевые платформы, которые могут управляться дистанционно. В каких обстоятельствах такие автоматизированные системы могут оказаться наиболее эффективными? Об этом сообщает life.ru
Как в зоне СВО начали воевать наземные беспилотники
Впервые в зоне СВО на Авдеевском направлении в селе Бердычи штурм наших бойцов поддержала роботизированная платформа, на которую были установлены 30-миллиметровые автоматические гранатомёты, успешно выпустившие боеприпасы по противнику.
Правда, после боя разряженные дроны не успели увезти — и с ними расправились украинские FPV-беспилотники. Эксперты приравняли этот эпизод к введению в бой танков в годы Первой мировой войны. В ходе боевого применения дроны показали хорошие результаты. Наземные модули смогли продолжать работу даже в тех условиях, где были бы неизбежны потери личного состава и дорогостоящей техники от средств огневого поражения противника, сообщил военный эксперт Борис Рожин, при поддержке которого этот проект и реализовывается. Он напомнил, что аналогичные разработки есть и в других странах, но только Россия впервые применила роботов в условиях реального боя.
Судя по тому, что создание роботизированных платформ является экспериментом, речь идёт о мелкосерийном производстве и испытаниях в полевых условиях. Соответственно, в серийное производство наземные платформы пока не попали. Стоит признать, что со стороны ВСУ также появляются аналогичные разработки. На кадрах с украинского ресурса можно видеть, как используется наземный аппарат: подъехав к окопу, дрон-камикадзе взрывается.
Наземные дроны пока особо не представлены, — эксперт
Пока беспилотные летательные аппараты успешно находят своё место в воздушном пространстве, наземные дроны пока не смогли так же широко распространиться. Эксперты указывают на несколько серьезных причин, затрудняющих массовое внедрение данной технологии.
Руководитель компании «Аэрокон» и член-корреспондент Российской инженерной академии Эдуард Багдасарян подчеркивает, что одной из проблем является сложность контроля управления наземными дронами из-за препятствий на их пути. Горы, леса, здания могут затруднить прохождение радиосигналов и управление, что делает работу с наземными беспилотниками более сложной по сравнению с их аэроколлегами.
Другой важный аспект, на который указывает эксперт, связан с проходимостью наземных дронов. Их электрические двигатели значительно менее мощные, чем у традиционной военной техники с бензиновыми или дизельными двигателями. Это может привести к тому, что в случае застревания в грязи наземного дрона его будет сложно или даже невозможно извлечь.
Кроме того, наземные беспилотники хуже управляются по сравнению с воздушными. Оператору сложнее оценить ситуацию и контролировать полет аппарата, так как у него нет возможности «почувствовать» машину, как это происходит в случае с воздушными дронами. Все эти факторы делают массовое внедрение наземных беспилотников пока лишь вопросом далекого будущего.
Следует также учесть воздействие радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которая применяется для подавления радиосигнала, управляющего дроном. Беспилотники в воздухе движутся быстрее и менее заметны, что делает их более сложными для обнаружения и уничтожения.
Пуск наземных платформ в производство осложняется двумя моментами. Они должны быть либо крайне дешевыми, либо обладать большой живучестью на поле боя. Однако оба этих качества пока отсутствуют в представленных образцах. По мнению части экспертов, стоит ожидать появления роботизированных платформ на базе «классических» танков или боевых машин пехоты. Эксперт Багдасарян подчеркнул, что Россия обладает отличными разработками, включая беспилотный аппарат «Охотник». Однако создание собственного беспилотного наземного аппарата — сложное и затратное мероприятие.
Некоторые технические идеи так и не пошли в серийное производство, например, использование дирижаблей для разведки. Эксперты также считают, что будущее в военном деле принадлежит искусственному интеллекту. Военный эксперт Кошкин отмечает, что искусственный интеллект позволяет действовать полностью автономно, минуя перехват и гашение сигналов.
Кошкин подчеркнул, что после революций в военной технике, таких как порох и ядерное оружие, наступает эпоха искусственного интеллекта. Такие технологии позволяют запускать на противника рои дронов, что уже ведется в России. Например, разработчики из ГГНТУ заявили о создании программного обеспечения для помощи в разминировании с использованием отряда дронов.
Стоит напомнить о том, что в конце января 2024 года глава страны Владимир Путин прокомментировал ситуацию с применением отечественных беспилотников.
«Они решают многие задачи, которые раньше иначе как с помощью фронтовой или стратегической, штурмовой авиации реализовать было невозможно. Дёшево, сердито и очень эффективно, — пояснил президент. — Так что перспективы для развития беспилотников, в том числе и наземных, очень большие».