Екатерина II недаром засекретила дело повстанца Пугачева

22:24, 21 Июн, 2021

Екатерина II для России стала легендой. Пришлая немка навела за время своего царствования такой порядок, что многие позабыли, как на заре юности она узурпировала трон империи. Для тех, кто не помнит, молодая Екатерина приложила руку к загадочной смерти своего мужа — царя России Петра Третьего (прямого внука Петра Великого). Царствование ангальтинки было долгим, но непростым. Судьба подкидывала самодержице шараду за шарадой. Одним из сложнейших дел был бунт Емельяна Пугачева: Екатерина II даже приказала засекретить дело о восстании, настолько неоднозначной была эта ситуация.

Всё, что происходило до, во время и после бунта Емельяна Ивановича — это уже история, которую стыдно не знать. Важно также понимать, что история – это настоящая современность как продукт развития прошлого. Отчего же полыхнул Яицкий бунт?

Емельян Иванович — царь Петр III?

Первую попытку историографического исследования трагедии Пугачева предпринял Пушкин. Разыскивая в архивах данные о повстанце для своей «Истории Пугачёва», писатель горестно вздыхал: «Концов не сыскать». Оно и понятно: подавив бунт и казнив его зачинщика, Екатерина II приказала засекретить дело.

Многие сразу же сделали простой вывод: дескать, Емельян Иванович и вправду был ее мужем Петром Третьим. Который к моменту восстания был уже 10 лет как в могиле. Для средневековья это частый случай — самозванцы появлялись, как грибы после дождя, но, в основном, это были мошенники. Их целью было посшибать денег с аристократов, жадных до власти.

Екатерина II сделала мудро, когда приказала казнить Пугачёва прилюдно. Во-первых, была возможность взглянуть на бунтовщика, в том числе тем, кто лично знал покойного мужа императрицы. А уж после знаменитого пугачевского «Прости, народ православный!» стало понятно, что и голос другой. Нет, не был Емельян Иванович настоящим императором.

Екатерина II настаивала на тайне следствия

Конспирологи уверяют, что тайна следствия — это тоже доказательство того, что Емельян был никем иным, как ее мужем, Петром Третьим. Но скрытность следствия — разумное и обязательное условие для успешного раскрытия преступления, особенно когда речь идет о государственной измене.

Было бы странно, если бы государыня еженедельно давала в газеты отчет о том, как идет следственный процесс. Юристы отрабатывали две версии:

  • внешнеполитический вброс,
  • дворянский заговор.

Обе версии нужно разрабатывать тихо, чтобы не спугнуть. И, чтобы не обидеть подозрениями невиновных и не испортить с ними отношений. Так что первая следственная комиссия, сформированная в Казани ещё в ноябре 1773 года, сразу же стала «секретной», а контролировалась она лично Екатериной II.

Важно помнить и политико-экономическую ситуацию в стране и в Европе, где жили сплошь скрытые враги России. Если казаки Пугачёва вели войну против царя, то они обречены были встретить сопротивление всей мощи насилия со стороны государства: репрессии – естественный и обязательный ответ на террор. В любое время для государства важно следить за тем, чтобы подавление смутьянов, дезертиров и «пятой колонны» было необходимостью. Иначе устои расшатаются — это Екатерина понимала, как никто другой.

Императрица желала мира в стране

Правя огромной страной, императрица Екатерина не просто расширила ее границы, но и удержала государственный строй и мир внутри. Это было исключительно важно для развития России – исторически сложившейся формы организации общества с конкретными целями, которым служил простой инструментарий:

  • армия,
  • силы охраны правопорядка,
  • идеологический аппарат,
  • бюрократическая система.

Исследуя историю, изучать надо факты, а они простые истины. Некто гражданин Пугачев пошел против власти, организовав вооруженный заговор. Не важно, кто его спонсировал, какими лозунгами он прикрывался. Мятеж не прошел. Но дело Пугачева заставило императрицу взглянуть на положение крестьян внимательнее: бунт привлек внимание власти, кое-какие усовершенствования были введены.

Чтобы обстоятельства не будоражили народ ещё больше, «дело Пугачёва» решено было поскорее забыть. Сегодняшние историки и любители имеют прекрасную возможность изучить не только бунт, то и различные его предпосылки, и следствия. Изучать историю – прямая обязанность каждого. Изучать, учитывать ошибки, и всемерно стараться избегать их в собственной практике, насколько это в наших силах. Как писал мудрый Энгельс, «история – важнейшая из общественных наук».

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *