Экспорт нефти из России вырос – сырье принимают без дисконта на фоне снижения цен

Морской экспорт нефти из России в апреле показал значительный прирост, достигнув максимума за последние 13 месяцев. Согласно оценкам S&P Global и Maritime Intelligence Risk Suite, общий объем поставок морским путем составил 1,27 млн баррелей в сутки, что на 54% выше мартовских значений. Особенно примечательно, что значительная часть этих объемов пришлась на суда, принадлежащие или эксплуатируемые компаниями из стран «Группы семи», а также на танкеры, застрахованные в западных структурах, сообщает «Прайм».
Официальный экспорт нефти из России растет
Наибольшую активность на этом направлении проявили судоходные компании Греции, которые усилили свое присутствие в логистике российского сырья. Воспользовавшись тем, что стоимость Urals стабильно удерживается ниже установленного потолка в 60 долларов за баррель, они смогли нарастить объемы перевозок, оставаясь при этом в рамках действующего санкционного режима.
Читайте по теме: Бахрейн и Россия обсудили освоение шельфовых месторождений нефти и газа
Ценовая конъюнктура в апреле продолжила оставаться благоприятной для подобных операций. Согласно данным Platts, цена на экспортную нефть сорта Urals в порту Приморск (на условиях FOB) снизилась до 52,86 доллара за баррель, что стало самым низким уровнем с июня прошлого года. Для сравнения, в марте она составляла 57,42 доллара. Это позволило сохранить объемы поставок в пределах допустимых рамок, установленных странами Запада.
По совокупным данным CAS и MIRS, объемы, перевезенные танкерами стран G7, составили 26,9 млн баррелей, тогда как судами из других стран — 23,5 млн баррелей. Такое соотношение зафиксировано впервые с июля прошлого года, что говорит о заметном сдвиге в структуре перевозок.
Греческие перевозчики продолжают играть ключевую роль: в апреле они обеспечили транспортировку 17,5 миллиона баррелей российской нефти. Это максимальный объем с октября прошлого года и превышает показатели предыдущего месяца, когда объемы составили 17,2 миллиона баррелей.
Подобная ситуация отражает текущую гибкость логистических цепочек в условиях санкционного давления, а также подчеркивает, что при соблюдении формальных требований ряд стран находит возможности для участия в транспортировке российских энергоресурсов. Это, в свою очередь, ставит под вопрос эффективность ряда ограничительных мер и может стать причиной для дальнейших корректировок санкционного режима со стороны США и ЕС.
Цены создали дополнительный импульс для сотрудничества
На фоне сохраняющегося ценового коридора для российской нефти, сотрудничество между отечественными поставщиками и зарубежными перевозчиками получает дополнительный импульс. Аналитики подчеркивают, что сама по себе цена Urals ниже установленного потолка лишь формально оправдывает происходящее, тогда как настоящим стимулом для активизации выступает совпадение интересов обеих сторон — российских экспортеров и греческих судовладельцев.
Греческие судоходные компании, воспользовавшись ситуацией, стремятся расширить свое присутствие на рынке перевозок. Удлиненные маршруты, включая поставки в азиатские страны, приносят больший доход, чем традиционные направления в Европу. Это особенно важно в условиях глобальных торговых ограничений, когда каждая возможность занять нишу воспринимается как стратегически важная.
С российской стороны официальные перевозки также выглядят предпочтительнее. Они обходятся в разы дешевле по сравнению с услугами теневого флота и дополнительно обеспечиваются страхованием. В то время как танкеры, попадающие под западные санкции, все чаще оказываются в SDN-списках, суда из Греции и других стран Группы семи продолжают работу в легальном поле.
Услуги теневого нефтяного флота дешевеют
На фоне активизации легальных перевозок снижается стоимость услуг и со стороны теневого флота. При этом суда под флагом Сейшел, ОАЭ, Китая и Гонконга продолжают оставаться значимыми участниками в вывозе нефти. По оценке экспертов, в апреле на такие танкеры пришлось около 13% от общего объема экспорта. Основную активность в этом сегменте проявляют китайские компании, демонстрируя готовность принимать риски.
Несмотря на сложные внешние условия, российская нефть сохраняет конкурентоспособность благодаря выгодной цене. Так, по состоянию на конец апреля, скидка на Urals по отношению к Brent в поставках на западное побережье Индии сократилась до минимального уровня с января прошлого года, составив всего 2,4 доллара за баррель.
Тем временем США и ЕС рассматривают возможность введения новых санкционных мер, чтобы усилить контроль за соблюдением ценовых ограничений. Однако, по мнению экспертов, подобные действия лишь ускорят развитие альтернативной логистической инфраструктуры. Формируется система морских перевозок, не зависящая от западного регулирования, что позволяет России сохранять независимость в экспортных поставках.
Новые ограничения, по прогнозам, могут сократить присутствие западных перевозчиков, повысить издержки и снова актуализировать развитие отечественного теневого флота. Фрагментация экспортных потоков усилится: часть нефти будет уходить через закрытые маршруты, другая – возвращаться в зону вне юрисдикции стран G7.
Рынок в очередной раз демонстрирует способность адаптироваться. В условиях растущего давления Россия продолжает выстраивать устойчивую логистику экспорта, сохраняя свое место в глобальном энергетическом балансе.
Ранее на pronedra.ru писали, что потолок цен G7 понижать не нужно – США не поддержали ужесточение ограничений для нефти из России