Грандиозные планы Сталина, которые были свернуты сразу после его смерти
История не любит сослагательного наклонения, так что сегодня можно было бы долго спорить о пользе проектов Иосифа Сталина. Не все его грандиозные планы воплотились в жизнь. Архивные данные демонстрируют немало мегапроектов, в которых генсек Сталин видел будущее СССР — светлое, прочное, устойчивое. Однако после его смерти минимум с десяток действительно крупных планов свернули в мгновение ока, предпочтя о них забыть навсегда. Пришедшая к власти клика Хрущева, впоследствии немало навредила развитию Союза как мощной промышленной державы, но обо всем по порядку.
Жизнь и деятельность И.В. Сталина сложились по-ленински трудными. Это была постоянная борьба, и руководитель страны честно давал понять народу, что на легкую жизнь настраиваться не нужно. Его планы — это результат многолетней, непрекращающейся и планомерной битвы за лучшее общество.
Прекращение строительства Трансполярной магистрали
В начале марта 1953 года Сталина не стало. А уже спустя пару недель (25.03.1953) Совмин принимает особое Постановление об остановке строительства Трансполярной магистрали (ТПМ), консервируя его на неопределенный срок. Иными словами, навсегда. Чем еще одна железнодорожная магистраль помешала правительству Хрущева, почему не вписалась в стройный план освоения Заполярья и Крайнего Севера?
После Великой Отечественной в Игарке на Енисее решено было создать базу ВМФ. Поэтому к городу решено было подвести железную дорогу, чтобы связать центральные регионы страны с Енисеем. ТПМ строить начали в 1947 году, и за пять лет ее почти завершили. Ходили поезда, правда, на небольшом участке — между Пуром и Новым Уренгоем дорога не была ещё сдана в эксплуатацию.
После смерти Сталина мегапроект, который мог бы сэкономить казне миллиарды рублей, был заброшен. А в 1970-е, когда началось строительство Надыма и Нового Уренгоя, пришлось вкладывать огромные деньги вновь. На Север приходилось авиацией (железную дорогу же забросили!) забрасывать всё, от работников до последнего шурупчика. Также и домики для проживания вахтовиков. Любой крошечный дом в городах нефтяников обходился в десятки миллиардов рублей, а если бы действовала Трансполярная магистраль, всё это обошлось бы куда дешевле…
Правительство РФ составило план железных дорог в этой части Сибири. Это так называемый «Северный широтный ход», но о реализации строительства говорить пока нечего.
Консервация строительства Сахалинского туннеля
На Сахалин ходил только паром, но стратегическая важность острова была высочайшей, поэтому Сталин задумал провести туда туннель. В первую очередь, для укрепления военных рубежей Дальнего Востока, во-вторых, снабжение. Это означало бы активное включение сахалинцев в народно-хозяйственный комплекс.
Иосиф Виссарионович планировал построить 540 км железной дороги, сделав туннельный переход от мыса Лазарева к мысу Погиби общей протяженностью 10 км. К марту 1953 года на материке была проложена часть железнодорожной ветки длиной 120 км, прорыт ствол шахты, отсыпаны дамбы, сооружены пирсы.
Несложно догадаться, когда проект «зарубили на корню». 21 марта 1953 года вышло спец постановление Совмина. И даже слепой понял бы, что такое решение было на руку лишь тем, кто не хотел усиления СССР на Дальнем Востоке. Никита Сергеевич явно грезил о другом раскладе в международной игре в политические карты. Доказательством тому было явное ослабление страны по многим точкам.
В число незаслуженно забытых, но грандиозных проектов Сталина вошли следующие:
- отмена плана преобразования природы;
- отмена запрета абортов;
- отмена поиска новой научной теории, обеспечивающей бескризисное развитие общества;
- отмена плана по формированию рублёвой торговой зоны. После войны идею подхватят США, вколотив в мировую экономику свою USD-зону, стыдливо прикрывшись лозунгом развития валютных и финансовых отношений между народами. Кстати, в работе Бреттон-Вудской фин. Конференции участвовал и СССР. Но, увидев итоговые документы этой встречи, ужаснулись наглости Запада. Именно после Бреттон-Вудса в 1944 году Союз заявил о неприсоединении к работе Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Отмена судов чести, введенных Сталиным в 1947 году
Суды чести были введены в марте 1947 года Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б). Эти особые органы рассматривали проступки высокопоставленных лиц, деятельность обычных граждан их не интересовала.
В компетенцию судов входило рассмотрение ненадлежащего поведения руководителей министерств и ведомств, когда оно бросало тень на их репутацию, а, следовательно, репутацию всего народа. Например, не патриотичность принятого решения, антигосударственные настроения или антиобщественные проявления. Речь не шла об уголовной ответственности, это было административное нарушение, за которое гос. лицо могло поплатиться карьерой.
За один только 1947 год состоялось 82 суда чести, а до момента смерти Сталина (1953 год) такие коллегии заседали регулярно. Но после ухода Иосифа Виссарионовича быстро были распущены, более того, сама идея сегодня многим кажется по-детски наивной.