Последняя улыбка в лицо смерти: История партизанки, китайской Моны Лизы Чэн Бэнхуа
Атмосферная фотография красивой азиатки середины прошлого века набирает всё большую популярность. На черно-белом фото изображена китайская партизанка Чэн Бэнхуа, взятая в плен японцами. Какова история и предыстория подвига отважной китаянки, и за что ее считают символом народного сопротивления?
Примечательный факт: именно женщины чаще всего становятся символами борьбы с оккупантами. Так было у нас с Зоей Космодемьянской и во Франции, где жительница глухой деревеньки Симона Сегуан стала одним из самых стойких бойцов Сопротивления, изматывавшего партизанским сопротивлением гитлеровский режим. Чэн Бэнхуа тоже не стала сидеть сложа руки, когда в ее деревню пришли оккупанты — японские подразделения агрессивно занимали Китай.
История фотографии Бэн Чэнхуа
Симпатичная девушка азиатка полуулыбается нам со старого фото, у нее её спиной на скамеечке сидят веселые молодые люди. Это японцы, к которым Бэн попала в плен за сопротивление императорской армии. Создается впечатление, что фотография сделана в разгар каких-то посиделок с анекдотами, но всё совершенно не так.
Трагедия наступит через несколько мгновений. А пока что девушка, которая уверенно улыбается жизни перед камерой, прощается с этой самой жизнью навек. Бэн прекрасно отдает себе отчет, что она – китайская партизанка, приговорённая к казни. А четверка японцев позади нее – ее палачи.
Но даже несмотря на неотвратимость смерти, отважная партизанка радуется солнцу и теплу — она улыбается искренне и безмятежно, как ребенок. Она, по сути, и есть ребенок: на фото ей от силы лет двадцать пять. Чэнхуа родилась в 1914 году в Гаосян — деревеньке на востоке Китая, который был оккупирован Японией после начала восьмилетней войны.
Чэн Бенхуа вступила в ряды народного сопротивления, где стала агитатором и связной между различными группами китайских сопротивленцев. Вряд ли бы ей доверили руководить отрядом, но чести китайской девушки-патриота она не посрамила.
С кем воевал партизанский отряд Бэнхуа?
Японо-китайская война началась летом 1937 года и продлилась восемь лет, став частью Второй мировой. Своей целью Япония видела политическое и военное господство в Китае для захвата огромных сырьевых резервов. В то время Китай возглавлял Гоминьдан, и до июня 1937 года страна уже наращивала свой оборонный потенциал. Всё это происходило на фоне крепнущего китайского национализма и идеи самоопределения.
В 1937—1941 годах Китай сражался, опираясь на помощь США и СССР, для которых важно было затянуть Токио в трясину войны на чужой территории — в Китае. А для Пекина война, по существу, была борьбой за возрождение нации. И хотя Китай имел слабо вооружённую армию с плохой организацией, оборонительная стратегия основывалась на жёсткой обороне, локальных наступательных контроперациях и на развёртывании партизанской войны в тылу противника.
В целом, как националисты, так и местные китайские коммунисты планировали оказывать лишь пассивное сопротивление японской агрессии (особенно после вступления США и Великобритании в войну против Японии). Они жили надеждой на то, что Вашингтон и Лондон разгромят Японию. Поэтому китайцы направляли силы на создание боеспособных войск и подполья, усиление контроля над неоккупированными районами страны, пропаганду и прочее — всё для будущего закрепления во власти.
Улыбка китайской Моны Лизы
Когда Чэн Бэнхуа попала в плен с товарищами, ей было не так уж много лет. Жизнь только начиналась, но японский плен заставил задуматься о смерти: с пленными там обращались по-зверски. Пришлось пережить избиения, изощренные пытки и групповое изнасилование.
Дабы сломить дух и заставить говорить, Бэн Чэнхуа заставили смотреть на казнь товарищей, но она не проронила ни слова. Фотография, на которой партизанка с достоинством и иронией смотрит в объектив японского фотографа, стала настоящим символом сопротивления оккупантам.
Улыбка Чэн напоминает Мону Лизу — в ней бесконечная неразгаданная тайна. Но зрителю совершенно непонятно, отчего так веселятся на заднем фоне японские солдаты. Этой команде палачей весело, поскольку они в предвкушении звериной забавы, что развернется пару минут спустя. Речь идет не о расстреле — девушке уготована куда более лютая смерть.
После того, как фотограф завершил свою работу, четверка японских солдат не тратила патроны, а пустила в ход штыки. Чэн Бэнхуа умирала долго, мучительно, истекая кровью — ее забивали и закалывали штыками.
Подвиг Чэн Бенхуа до сих пор помнят в Китае: страна вышла из войны, самоопределилась, окрепла и сегодня диктует свою волю миру. Погибшая партизанка очень почитаема у себя на родине, где в деревне Гаосян ей воздвигнут памятник — скульптура в камне повторяет фотопортрет партизанки, ставший символом народного сопротивления агрессору.