Как наказали мародёршу Герту Элерт — надзирательницу концлагеря

18:12, 13 Фев, 2021

Герта Элерт была обычной немецкой фрау, которая взрослела и формировалась как личность уже в правление Адольфа Гитлера. Эта женщина привлекла к себе внимание ретивым исполнением своих служебных обязанностей, а работала она надзирательницей в нескольких нацистских концлагерях. Далеко не каждый мужчина-надзиратель обладал такой силой убеждения, как фрау Элерт. В итоге ее наказали, но сама обвиняемая даже на скамье подсудимых еще долго удивляла своим поведением.

Заключенные концлагерей, которым «посчастливилось» лично знать Герту Элерт, характеризовали ее как самую строгую надзирательницу. Женщина с огоньком подходила к исполнению должностной инструкции, даже умела работать с хлыстом. Другие, наоборот, говорили, что она «одна из самых добрых женщин-служащих», третьи напрямую свидетельствовали, что Элерт — мародёрша со стажем. По их словам, «при обыске Элерт отбирала любые ценности у заключенных». Тут возникает логичный вопрос — откуда у заключенных концлагеря могли быть хоть какие-то вещи, кроме рабочей формы? У несчастных людей, угнанных в рабство, не было и быть не могло никаких ценностей — нацисты устраивали концентрационные лагеря совсем с другой целью.

Одна из свидетелей обвинения Мальвина Графт также утверждает, что Элерт работала в Плашове до самого окончания войны и была одной из участниц марша смерти, когда красноармейцы начали освобождение Польши. Но как попала женщина в ряды надзирательниц концлагеря?

Жизнь в воюющей Германии легкой не была, а до 1939 года Герта Элерт жила, как все. Была замужем, работала то ли пекарем, то ли продавщицей в булочной. Родилась она в Берлине в 1905 году, а на учет на биржу труда она встала в 1939 году, тогда многие были вынуждены искать работу или менять имеющуюся, чтобы восстановить дисбаланс, возникший из-за массового призыва мужчин в армию.

Возникла целая ниша на бирже труда, которую называли «свита СС», куда входили, главным образом, женщины. К 1945 году в системе СС работало 37 тысяч мужчин и 3,5 тысяч женщин (10%), гласят документы той эпохи. И даже место посудомойки на кухне было вожделенным, что уж говорить о должности секретаря, медсестры или надзирательницы. По окончании Второй мировой многие из «свиты СС» оказались в тюрьме или на виселице.

В 1945-48 гг. мир содрогался от ужаса, узнавая о подробностях выживания в концлагерях. Свидетельствовали вчерашние узники, которые чудом выжили, и неудивительно, что они жаждали мщения.

За что арестовали Герту Элерт?

Осенью 1945 года Герту Элерт арестовали британские военные, начался Бельзенский процесс, который открыл дорогу многим другим, которые выносили суровые и справедливые приговоры нацистам и их пособникам. На скамье сидело 45 подсудимых, но многие арестованные не дожили до суда — предпочли наложить на себя руки.

Это был первый противонацистский процесс, и организован он был неумело, с массой недочетов и ошибок. Во-первых, суд рассматривал исключительно военные преступления, а впоследствии всех нацистов судили за преступления против человечества. У Элерт был номер 8, а еще у нее был адвокат, который цепок вел защиту. Перекрестный допрос свидетелей, манипулирование фактами и другие методы, которые должны были снизить вину подсудимых – всё это зафиксировано в архивных документах. Но даже с учетом яростной защиты, высшая мера наказания стала самой востребованной в этом суде.

А фрау Элерт отделалась 15 годами тюрьмы. И это несмотря на то, что все ее попытки обелить себя были тщетными. Из лагеря в лагерь ее переводили вовсе не в наказание за доброту, а совсем наоборот. Это скорее было повышение, улучшение условий работы за отличное выполнение своих должностных обязательств. Он так и не признала свою вину после процесса, а после выхода на свободу изменила фамилию, поскольку опасалась мести со стороны бывших заключенных.

Элерт отсидела лишь полсрока, выйдя условно-досрочно в 1953 году. Жила в ФРГ, получала неплохую пенсию, умерев в 92 года в прекрасных жилищных условиях. Самое страшное, что ни Элерт, ни ее коллеги по цеху до конца жизни не могли понять — что неправильно они сделали? За что их судили? По мнению надзирателей, они лишь работали на благо рейха, как завещал фюрер. Вот насколько сильная по своей разрушительности была идеология нацизма — она начисто отключала совесть и логику.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *