Как новый законопроект о такси улучшит безопасность пассажиров и водителей
Закон о такси в России вновь стал предметом обсуждения после внесения нового законопроекта, который призван исправить недочеты предыдущих инициатив, связанных с локализацией автомобилей для таксомоторных перевозок. Этот шаг, предпринятый группой депутатов Госдумы во главе с Константином Басюком, на первый взгляд, кажется позитивным, однако он поднимает множество вопросов о реальной эффективности, социальной справедливости и будущем российского автопрома.
Закон о такси и его недостатки
Изначально принятый закон о локализации такси, который вступит в силу с 1 марта 2026 года, предполагал, что для регистрации автомобиля, используемого для платной перевозки пассажиров, необходимо будет иметь машину с 3 200 баллами локализации или автомобиль, изготовленный по специальному инвестиционному контракту. Это законодательно обязывало таксистов переходить на новые автомобили, что, в свою очередь, могло привести к значительным экономическим потерям для самозанятых водителей, использующих свои старые, но надежные иномарки.
Согласно оценкам Высшей школы экономики, переход на новые автомобили может сократить налоговые поступления в бюджет на сумму до 25,41 миллиарда рублей в год. Это обстоятельство подчеркивает, что социальные аспекты закона о локализации были явно недооценены, и необходимость в исправлениях стала очевидной.
Новый законопроект, что изменится
Новый законопроект предлагает внедрение квоты на регистрацию автомобилей, не соответствующих требованиям локализации. В соответствии с документом, водители-физлица смогут зарегистрировать свои личные автомобили в региональном реестре такси по квоте, которая составит 25% от общего числа автомобилей в реестре на начало года. Однако для этого водители должны будут соблюдать ряд условий: владеть автомобилем более шести месяцев и использовать его исключительно для своих нужд.
Эта мера, несомненно, является шагом в правильном направлении, так как позволяет сохранить рабочие места для самозанятых водителей, которые не готовы или не могут позволить себе приобретение нового автомобиля. Однако, несмотря на положительные изменения, остается вопрос: как долго будет действовать этот механизм? Квота будет действовать только до 1 января 2033 года, после чего все такси должны быть локализованными.
Последствия для автопрома и водителей
Решение о введении квоты на нелокализованные автомобили может помочь временно смягчить проблему для самозанятых, но оно не решает основную задачу — улучшение качества и доступности автомобилей на рынке. Многие водители, особенно в малых и средних населенных пунктах, могут столкнуться с реальными трудностями, если не смогут найти подходящий заменитель своему старому автомобилю.
Кроме того, необходимо учитывать, что таксисты, работающие на старых иномарках, часто выбирают их за надежность и экономичность, в то время как новые отечественные автомобили могут оказаться более дорогими и менее надежными. Это создает риски не только для самих водителей, но и для пассажиров, которые могут столкнуться с ухудшением качества обслуживания.
Взгляд в будущее, как улучшить закон о такси
Закон о такси действительно нуждается в доработке, но стоит задаться вопросом: как сделать так, чтобы поддержка отечественного автопрома не шла в ущерб водителям и пассажирам? Вместо того чтобы вводить жесткие ограничения, возможно, стоит рассмотреть варианты стимулирования производителей к выпуску качественных и доступных автомобилей. Ведь потребители всегда выбирают качество и цену, а не лишь «локализацию».
Примеры успеха в российском автопроме, такие как «КамАЗ» и «УАЗ», показывают, что отечественные автомобили могут быть конкурентоспособными, если производители будут стремиться к улучшению качества и снижению цен. Важно, чтобы законодатели и производители работали в тандеме, создавая условия, в которых и автопром, и водители смогут процветать.
Ранее на сайте «Пронедра» писали Штраф за номера без флага России с 1 января 2025 года: важные детали для водителей