Какой церковный праздник сегодня, 31 июля, чтят православные христиане

01:00, 31 Июл, 2018
Анна Федорова

31 июля отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 31 июля

Мученика Емилиана Доростольского

Память святого Емилиана (363 г.), пострадавшего за веру в Христа при императоре Юлиане Отступнике.

Святой мученик Емилиан, славянин, пострадал за Христа в царствование императора Юлиана Отступника (361-363). Желая восстановить в Римской империи культ языческих богов, Юлиан разослал по всем областям указ, согласно которому всех христиан следовало предавать смерти.

В город Доростол, расположенный на берегу реки Дуная, где жил святой Емилиан, был направлен сановник Капитолин. Императорский указ был прочитан на городской площади. Жители Доростола утверждали, что христиан в городе нет.

Святой Емилиан был рабом местного градоначальника и тайным христианином. Возмущенный жестоким указом, святой Емилиан проник в языческое капище, разбил молотком изваяния идолов, опрокинул алтари и светильники и вышел, никем не замеченный. Вскоре язычники обнаружили, что капище разгромлено. Разъяренная толпа стала избивать одного крестьянина, случайно проходившего мимо. Тогда святой Емилиан громко крикнул, чтобы не трогали невинного человека, и сказал, что сам капище разрушил. Его схватили и повлекли к судье Капитолину. По приказу сановника святого Емилиана долго и беспощадно били, а затем осудили на сожжение. Брошенный в костер, он не погиб, но пламя опалило многих стоявших вокруг язычников. Костер угас, святой Емилиан лег на догоравшие угли и с молитвой предал дух свой Господу († 363). Впоследствии в Константинополе была выстроена церковь в честь святого мученика Емилиана, куда и перенесли его святые мощи.

Мученика Иакинфа Амастридского

День чествования святого Иакинфа родом из г. Амастрида (жил в IV веке). Был подвергнут жестоким истязаниям язычниками.

Святой Иакинф был родом из города Амастрида (ныне турецкий город Амасра). Благочестивым родителям мальчика было явление ангела, который сообщил имя для сына.

В трехлетнем возрасте он своей молитвой ко Господу воскресил младенца, с которым они затем вместе росли и стали подвижниками.

Будучи старцем в преклонном возрасте, однажды он увидел, как язычники поклонялись дереву. Иакинф стал уговаривать их оставить свое занятие и обратиться к истинной вере. Но те его не послушали. Тогда святой, когда никого поблизости не было, срубил дерево. Жрецы, узнав об этом, схватили Иакинфа и привели на суд к правителю Кастрисию. Тот приговорил святого к пыткам. Исповедника растянули между деревьями, жестоко избивая. Ему выбили все зубы, а затем за пределами города побили камнями и оставили на съедение диким зверям.

Очнувшись ночью, святой Иакинф молился Богу, чтобы Он не наказывал мучителей, а его мощи были похоронены неподалеку, чтобы люди могли от них получать исцеления. Окончив молитву, мученик упокоился. Христиане похоронили его недалеко от места смерти.

Ежегодно в память святого происходило необычайное чудо – во время молебна от гроба поднимался столп пыли, от которого происходили исцеления.

Точная дата мученичества Иакинфа неизвестна – ее датируют 117 и 320 годами.

Преподобного Иоанна Многострадального, Печерского

Празднование памяти инока Киево-Печерского монастыря Иоанна. Святые мощи покоятся в Антониевых пещерах.

Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, подвизался в Киево-Печерской лавре.

Подвижник рассказывал, что от самой юности он много страдал, мучимый похотью плоти, и ничто не могло избавить от нее – ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги. Тогда преподобный пошел в пещеру, где почивали мощи преподобного Антония, и усердно молился святому авве. Через сутки многострадальный Иоанн услышал голос:

«Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, чтобы, по крайней мере, невидением и молчанием ослабить брань, и Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных».

С того времени святой поселился в пещере, и только через 30 лет победил плотскую страсть. Напряженной и жестокой была борьба, тернистым путем шел преподобный к победе. Иногда хотелось ему покинуть затвор, но потом он решился на еще больший подвиг. Святой воин Христов выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей до плеч. Весь пост он провел в таком положении, но жар страсти по-прежнему не покидал его многотрудную плоть.

Враг спасения навел на подвижника страх, желая выгнать его из пещеры: страшный змей, дыша пламенем, осыпая искрами, пытался поглотить святого. Несколько дней продолжались действия лукавого. В ночь Воскресения Христова змей захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца:

«Господи Боже мой и Спасителю мой! Почему оставил Ты меня? Помилуй меня Ты, Един Человеколюбивый; избавь меня от скверного беззакония моего, чтобы не увязнуть мне в сети неприязненного; избавь меня от уст врага моего: блесни молнию и прогони его».

Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался Голос:

«Иоанн! Вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее, и не пострадал ты в будущем веке». Святой поклонился и сказал: «Господи! зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» «По силе терпения твоего, — был ответ, — навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен, как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжелую работу, а немощным и слабым — легкую; ты молись о себе погребенному здесь (преподобному Моисею Угрину), он может помочь тебе в этой борьбе: он выше Иосифа (Прекрасного)».

Скончался преподобный около 1160 года, стяжав благодать против блудной страсти. Святые мощи его почивают в Антониевых пещерах.

Преподобных Памвы, затворника Печерского и Памвы (Памво) пустынника, Нитрийского

Церковь чествует святого Киево-Печерского затворника, иеромонаха Памву. Много лет провел в плену у татар за отказ отречься от веры в Христа. Жил до 1241 года. Мощи святого находятся в Феодосиевых пещерах.

Преподобный Памво прожил до старости постником в пустыне у горы Нитрийской, в Нижнем Египте. О его богоугодной жизни рассказывают многие великие отцы. Так, преподобный Антоний Великий говорил о нем, что страхом Божиим (которого преисполнен был Памво) он вселил в себя Духа Божия. Преподобный Пимен Великий также сказал:

“Три дела мы видели у отца Памво: голод всякий день, молчание и рукоделие”. Преподобный Феодор Студит дал такое свидетельство: “Памво и деянием, и словом да ублажится достойно, яко высок”.

Сократ же Схоластик пишет, что в начале своего иночества Памво, будучи неграмотным, пришел к одному из братий, чтоб научиться у него псалмам Давидовым. Услышав в самом начале 1-й стих 38 псалма: рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим, он не захотел слушать других стихов и ушел со словами: “Довольно мне одного этого стиха, если я научусь исполнять его на деле”. И после уже не приходил к учителю.

Спустя шесть месяцев его увидал где-то учитель и спросил: “Почему ты доселе не приходил ко мне?” Памво ответил: “Не научился еще исполнять делом того стиха”. Потом, по прошествии многих лет, один из знакомых отцов спросил его: “Научился ли ты уже, брат, тому стиху?” Памво ответил: “Девятнадцать лет не переставая учился и едва привык исполнять то, чему он учит”.

Хотя сначала святой Памва был неграмотен, но впоследствии, будучи умудрен Богом, он хорошо знал Священное Писание и для других был опытным учителем, как пишет о нем Палладий. Следующие четыре брата, славные в Египте, были его учениками: Диоскор, Аммоний, Евсевий и Евфимий, называемые великими и упоминаемые в житии святого Иоанна Златоуста. Первый из них, Диоскор, был потом епископом Ермопольским (отличай его от еретика Диоскора). Кроме того, и Драконтий честной, упоминаемый в житии преподобного Илариона Великого, епископ и исповедник Христов, претерпевший изгнание от ариан, – был также учеником блаженного Памвы в юности своей.

Этот преподобный между многими великими добродетелями отличался еще и совершенным презрением к золоту и серебру. Когда святая Мелания Римляныня, повсюду раздавая свое богатство нуждающимся Христа ради, прибыла в Александрию, то, услышав о святом Памво, пришла к нему вместе со странноприимцем пресвитером Исидором Александрийским. Она принесла с собою 300 литр серебра и просила Памво взять себе, сколько хочет, из принесенного ею.

Но святой даже не взглянул и не перестал рукодельничать (он плел рогожку), а лишь ответил: “Да вознаградит тебя Господь за твое усердие, которое ты имеешь к Нему”. Когда же она продолжала настойчиво просить его взять сколько-нибудь, преподобный сказал служащему ему брату: “Возьми, что дают, с осторожностью и снеси и раздай братьям в Ливии и на островах: они очень бедствуют, так как земля у них бесплодна. Братьям же египетских монастырей ничего не давай, потому что их земля плодородна и они могут иметь достаток от своего труда”.

Тогда блаженная Мелания отдала все принесенное серебро и сказала преподобному Памве:

“Отче, заметь, сколько я даю серебра: 300 литр”. Он же ответил ей: “Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла. Неужели Кто исчерпал воды горстью Своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы (Ис. 40:12) не знает о количестве твоего серебра? Если б ты давала серебро мне, то, разумеется, ты сказала бы, сколько даешь; а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств (Мк. 12:42); так молчи, не воструби перед собой! (Мф. 6:2)”

К преподобному Памво пришел однажды отец Пиор и принес с собою небольшой кусок черствого хлеба. На вопрос святого, зачем он принес собой хлеба, Пиор отвечал: “Чтоб не стеснить тебя”. Через несколько дней преподобный Памво отправился к отцу Пиору и захватил с собою кусок черствого хлеба, обмакнув его в воде. Увидев это, Пиор спросил: “Зачем ты, отец, принес намоченный хлеб?” Тот отвечал: “Чтоб не только в хлебе, но и в воде не стеснить тебя”.

Однажды святитель Афанасий Александрийский попросил отца Памво прийти к нему в Александрию. На пути старец с несколькими братьями увидел сидящих мирян, которые не обращали внимания на проходивших иноков. Памво сказал этим мирянам:

“Встаньте и приветствуйте монахов с почтением, чтобы получить от них благословение, ибо они часто беседуют с Богом и уста их священны”.

Потом, придя в город, он увидел публичную женщину, разодетую на соблазн людской; и заплакал старец.

Тогда братья спросили его: “Что ты плачешь, отец?” Он отвечал: “Я плачу по двум причинам: о погибели души этой женщины и о том, что у меня нет такого усердия к своей душе, какое она имеет к своему телу. Она разукрасилась так, чтоб угодить людям, а я не забочусь украсить свою душу, чтоб она угодна была Богу”.

Будучи всегда преисполнен умиления, преподобный Памво никогда не смеялся, и на лице его никогда не было даже улыбки. Однажды бесы захотели заставить его засмеяться. Они привязали веревку к перу и потащили у него перед глазами, словно тяжелую кладь, крича друг другу: “Помогите! Помогите!” Увидев это, отец Памво рассмеялся. Тогда бесы, обрадовавшись, закричали: “Вот, наконец, Памво засмеялся!” А он возразил им: “Я посмеялся над вашей немощью: одного пера поднять не можете!” Бесы убежали пристыженные.

Ученики его рассказывают о нем еще, что он был очень осторожен в разговоре и рассудителен в ответах. Когда его спрашивали о чем-нибудь из Божественного Писания или о каком-либо деле, он не тотчас отвечал, но сначала долго молчал и раздумывал сам с собой, а потом часто говаривал: “Я не знаю, что ответить на этот вопрос”. И только через три дня или три недели, а иногда и через три месяца он давал ответ на вопрос. Ответы его бывали правильны и весьма полезны, так как влагались в его разум Божией благодатью. Поэтому все принимали слова из его уст со страхом, как из уст Божиих.

Во времена этого преподобного были в тех же египетских странах два родные брата, Паисий и Исаия, дети богатых родителей. Отец их был известный купец, который ездил с дорогими товарами до самой Испании. Разделив между собою большое богатство, доставшееся им после смерти их родителей, они рассудили, что лучше им вложить отцовское имение в небесную сокровищницу и выбрать жизнь монашескую для спасения души. Решив так, оба они отказались от мира.

Один тотчас же свою часть наследства раздал нищим, церквам и монастырям, ничего не оставив себе, и ушел в пустыню. Он научился какому-то небольшому ремеслу, с помощью которого и кормился трудами своих рук; и жил он один богоугодно, прилежно постясь и трудясь. Другой же построил себе маленький монастырь неподалеку от мирских жилищ и, приняв к себе немногих братьев, также давал приют странникам в своей странноприимнице, служил усердно больным, а в субботу и воскресенье устраивал по два, по три и по четыре обеда для нищих.

Пожив таким образом несколько лет, оба брата преставились к Господу. По их кончине многие стали беседовать о тех братьях: одни больше хвалили того, кто раздал сразу свое имение и ушел на безмолвие в пустыню, другие же отдавали предпочтение другому, который своим имуществом долгое время служил странникам, нищим и больным. Не уступая долгое время друг другу в этом споре, братия пошли спросить об этом преподобного отца Памво, желая узнать, которого брата жизнь угоднее Богу и кто из них получит большую награду.

Преподобный же Памво на их вопрос отвечал так: “Оба совершенны пред Богом. Странноприимец уподобился праведному Авраму, а пустынник святому пророку Илии, и оба одинаково угодили Богу”. Братия все-таки не соглашались и противоречили друг другу. Одни говорили: “Пустынник исполнил евангельскую заповедь: продай имение твое и раздай нищим, и, взяв крест, последовал Христу, терпя жажду и голод каждый день. А странноприимец, хотя и служил нищим, однако и сам пользовался своим имением; ел и пил со странниками, обедал с больными”. Противники же возражали, говоря: “Страннолюбец тоже исполнил Христово слово, сказанное в Евангелии: не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить для других (Мф. 20:28). Ведь он стольким послужил, каждый день выходя на людную дорогу, ища странника, нищего, больного, бедного и приводя их в своей дом, где давал всем покой. И если за одну чашу холодной воды, поданную жаждущему, обещана от Бога награда, то какую же награду получит брат, принимавший странников, удовлетворивший бесчисленное количество жаждущих и голодных и служивший всякому больному, как Христу?”

Видя такое разногласие между братьями, преподобный Памво сказал им: “Погодите немного, пока я не получу извещение от Бога; тогда я скажу вам”. Через несколько дней опять пришли к нему братья за ответом на свой вопрос; тогда старец сказал им: “Перед Богом говорю вам, что обоих тех братьев, и Паисия и Илию, я видел стоящих вместе в раю”. Услышав это, все успокоились и прославили Бога.

После этого откровения всем стало ясно, какую великую благодать имеет святой Памво, если удостоился до смерти увидеть райское блаженство. И он сам был подобен райским жителям вследствие того, что видел их, а еще больше вследствие изобильной благодати Божией, обитавшей в нем. Еще в тленном теле живя среди людей, он носил уже на лице своем печать райского нетления, был светел не только душою, но и телом, и сияло лицо его славой, как некогда лицо святого пророка Моисея. Об этом в житиях святых отцов рассказывается так. Три года преподобный Памво молился Богу: “Господи, молю Тебя, не прославляй меня на земле!” Бог же, прославляющий угодников Своих, так прославил его, что братья не смели смотреть на его лицо от той славы, которую имел он.

Когда же наступило время его блаженной кончины, после 70 лет его жизни, он сказал стоявшим около него братьям:

“С тех пор как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтоб я не работал чего-нибудь своими руками до утомления. Я не помню также, чтоб ел когда-либо хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда – заработанный трудами моих рук; и из уст моих не выходило такого слова, в котором бы мне приходилось теперь со стыдом раскаиваться. Однако я отхожу к Господу так, как будто и не начинал богоугодно и по-иночески жить”.

С этими словами он предал честную и святую свою душу в руки Божии, не пострадав никакой телесной болезнью. Такова была жизнь и кончина этого преподобного, святые молитвы которого да помогут и нам научиться богоугодной жизни и кончину добрую получить по милосердию Господа нашего Иисуса Христа. Блаженная кончина же преподобного Памвы последовала в конце IV века.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *