Киевские камикадзе для «Балалайки»: как ВСУ собираются использовать МиГ-21
В последние недели в СМИ появились сообщения о том, что Украина заинтересовалась списанными из ВВС Хорватии истребителями МиГ-21. Это вызвало оживленные обсуждения среди экспертов и военных аналитиков. Остается вопрос: как в условиях современной войны Киев намерен использовать самолеты, созданные еще в середине прошлого века? И ответ на этот вопрос искали журналисты сайта pronedra.ru.
Легенда советской авиации в новой роли
МиГ-21, прозванный в войсках «Балалайкой» за характерную форму крыльев, считается одним из самых массовых и успешных истребителей второй половины XX века. Машина, впервые поднявшаяся в небо в 1955 году, демонстрировала впечатляющие для своего времени характеристики: скорость до 2 175 км/ч, маневренность и возможность использования в качестве многоцелевого истребителя.
Читайте по теме: Истребители F-16 уничтожены внезапным ударом гиперзвуковыми «Кинжалами»
Списанные машины, однако, уже давно не соответствуют современным требованиям. В странах НАТО и бывшего Варшавского договора их давно сняли с вооружения, заменив на более современные самолеты. Тем не менее Украина, оказавшись в ситуации острой нехватки боевой авиации, готова дать МиГ-21 вторую жизнь.
«Эрзац-крылатые ракеты»: новая концепция для старой техники
По мнению российского военного эксперта генерал-майора Владимира Попова, один из вероятных сценариев использования МиГ-21 — превращение их в беспилотные ударные самолеты, аналог крылатых ракет.
«При скорости 800–950 км/ч МиГ-21 способен преодолеть до 1 000 км с боевой нагрузкой до 1 500 кг. Вариант с меньшим весом, порядка 500 кг взрывчатки, даст дальность до 500 км», —
отметил Попов.
Украинские военные могут модифицировать МиГ-21 таким образом, чтобы он становился сложной целью для систем ПВО. Маневрирование на малых высотах, возможность пикирования с высоты 8–10 тысяч метров и использование автопилота для закладки сложных траекторий делают старую машину потенциально опасным оружием.
Угроза для ПВО: насколько опасны такие атаки?
Несмотря на очевидное устаревание, модифицированный МиГ-21 может создать проблемы для российских систем ПВО, особенно если его использование будет частью комбинированной атаки.
Как объясняет Владимир Попов, беспилотный самолет способен на время ускользнуть из поля зрения систем ПВО во время маневров.
«Хотя комплексы С-300 и С-400 легко справятся с такими целями, ситуация усложнится, если атака будет массовой и одновременно с использованием других средств — беспилотников, артиллерии и РСЗО», —
добавил эксперт.
В таких условиях цель может прорваться, даже если её конечная эффективность будет минимальной. Для Киева важен сам факт нанесения ударов по территории России, независимо от того, попадет ли цель в военный объект или просто вызовет панику среди мирного населения.
Возвращение пилотов: ставка на ветеранов
Помимо беспилотной модификации, есть и другой сценарий — использование МиГ-21 в качестве пилотируемых боевых машин.
«МиГ-21 прост в управлении и требует минимального обучения. Освоить его могут даже пенсионеры или молодые пилоты с минимальной подготовкой», —
считает Попов. Летчики-пенсионеры, которых все чаще привлекают к службе в ВСУ, вполне могут быть задействованы на этих машинах.
Кроме того, самолеты способны выполнять роль штурмовиков и разведчиков, нести бомбы и ракеты. Однако против современных истребителей четвертого и пятого поколений, таких как российские Су-35 или Су-57, шансы МиГ-21 минимальны.
Камикадзе на МиГ-21: как далеко готов пойти Киев?
Сценарий использования пилотируемых МиГ-21 в качестве «самолетов-камикадзе» звучит пугающе, но реалистично. Украинские власти могут прибегнуть к отправке летчиков в самоубийственные миссии, особенно учитывая острую нехватку ресурсов и желание нанести ущерб любой ценой.
«Заставить человека сесть за штурвал и отправиться в полет, не возвращаясь, не так сложно, если использовать угрозы, принуждение или наркотические вещества», —
отметил Попов. В условиях военного времени Киев может прибегнуть к крайним мерам, не считаясь с потерями.
Несмотря на все перечисленные сценарии, важно понимать, что МиГ-21 остается устаревшей машиной, которая не сможет изменить ход боевых действий. Однако его использование в качестве вспомогательного инструмента для ударов или отвлечения ресурсов ПВО делает ситуацию более напряженной.
Для России это дополнительный вызов: усиление ПВО, обучение расчетов на работу с нестандартными угрозами и возможность столкнуться с новыми тактическими уловками Киева. Но, как показывают предыдущие примеры, техника, которой больше 60 лет, вряд ли станет ключевым фактором на поле боя.
Использование МиГ-21 Украиной — попытка выжать максимум из ограниченных ресурсов. Этот шаг подчеркивает отчаянное положение Киева, который вынужден задействовать устаревшую технику и искать нестандартные решения. Однако успех таких операций остается под большим вопросом, учитывая мощь современной российской ПВО и опыт отечественных военных.
Станет ли «Балалайка» инструментом прорыва или лишь очередной жертвой в списке потерь ВСУ — покажет время.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что истребители F-16 оказались бесполезны против ракет Х-101, война на Украине последние новости на 17.11.2024