Кто победит в торговой войне Китая против США?

12:23, 29 Май, 2018
Анна Федорова

Есть цифра, благодаря которой гораздо лучше понятно значение нынешней торговой войны между США и Китаем. Данная цифра — 42,8%.
Из всех поданных в мире в 2017 г. заявок на патенты, по данным Международной организации интеллектуальной собственности (WIPO), находящейся в Швейцарии, непосредственно 42,8% зарегистрированы в Китае. В США — лишь 19,4%. В Японии и Южной Корее — по 10,2%. Остается Европа — это 5,1%, и «весь остальной мир» — 15,8%.

Конечно, не каждый патент — колоссальная инновация, способная перевернуть мир, это может быть попросту новая модель зажигалки. И не всякий китайский патент принадлежит жителю страны — это может быть и иностранец. Однако точно те же ремарки можно и необходимо сделать в отношении патентов, зарегистрированных, предположим, в Соединенных Штатах Америки.

Говорит этот показатель о том, что глобальный интеллект утекает из США в Китай. При этом тенденция инновационного сдвига в сторону Китая и прочей Азии наблюдается давно, уже лет 10-15, и к тому же с ускорением: только за 2017-й мы замечаем рост по части доли китайских заявок на патенты на 4,8%.

Термин «утечка мозгов», припомним, родился в предыдущую эпоху, когда из не вполне развитых стран молодое поколение отправлялось учиться на Запад и не возвращалось, оставаясь работать на инновационный потенциал, к примеру, США, ведь там побольше платили и кроме того, исследовали увлекательнейшие проблемы, на пару технологических уровней выше, нежели дома.

В результате где-то к 1980-м годам появилась на свет глобальная концепция: Запад — это группа государств, где сосредоточиваются инновации, дизайн и другой интеллект, а прочие страны, включая Китай, — это «мастерские, где трудятся руками, нередко на нечистых производствах. Мир такой, и таким должен быть дальше. Однако мир со временем изменился и стал другим.

Посмотрим, что происходит на сегодняшний день в этой сфере между Китаем и США. Китайцы и индийцы до сих пор первенствуют по части заявок на въездные визы H1B. Вот только через какое-то время китайцы, получив визы, набравшись опыта и знаний, вернутся к себе, и этот обратный поток только лишь увеличивается.

С 2012 года в страну возвратились 2,5 млн китайских студентов, обучавшихся за рубежом. В 2016 г. возвращенцев было 432 тыс. — на 58% больше, нежели в 2012-м.

Естественно, сами по себе подобные вещи не происходят. Есть запущенная Пекином в 2008 г. программа «Тысяча талантов». Это лучшие из лучших, которым дают грант на исследования, равный 317 тысячам долларов, сумму на личные расходы, кроме того оплачивают медицину и жилье. И есть большое число прочих схожих программ — центральных и местных, делающих возвращение выгодным.

В итоге в огромной стране создалась инфраструктура исследовательских центров и технопарков, где основываются изобретения, приносящие прибыль производствам и самим инноваторам. Добавим общую атмосферу скупости к знаниям. Все это тихо росло, копилось — и вот практически 43% мировых патентов на сегодняшний день регистрируются в Китае, где еще лет 20 назад, по общему мнению, «творческая мысль не росла в силу особенностей местной культуры».

Теперь ряд выводов, попавших в СМИ с не так давно завершившегося форума Боао. Основным вопросом была, безусловно, объявленная Америкой Китаю торговая война, основной удар в которой наносится как раз по инновационной китайской продукции. По докладам и твитам Дональда Трампа, суть проблемы в том, что китайцы крадут у американцев технологии, о чем в США ведутся расследования. Однако, не дожидаясь их результата, Трамп накладывает санкции на ввоз непосредственно инновационной продукции из Китая.

Будет, разумеется, невероятно сложно доказать, что Китай хоть как-то нарушает нормы международной торговли, но кого на сегодняшний день беспокоят доказательства.

Поделитесь этой новостью
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *