Контроль за дотационными регионами усиливают – они пересчитают обязательства

Минфин усиливает контроль за долговыми обязательствами регионов и муниципалитетов, делая акцент на сфере концессий, проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, а также лизинга. Новый проект постановления правительства, подготовленный ведомством, запускает применение обновленных норм Бюджетного кодекса (БК), закрепленных весной. Таким образом, центр продолжает курс на системное упорядочение учета бюджетных рисков и долговой нагрузки субъектов, сообщает kommersant.ru.
В основе документа лежит апрельская редакция статьи 107 БК, устанавливающая предельные значения долговой устойчивости дотационных регионов и муниципалитетов. Для большинства субъектов, получающих федеральные трансферты, объем долга теперь не может превышать размер собственных доходов без учета дотаций и субсидий.
Обязательства дотационных регионов пересчитают
В расчет долговой нагрузки включаются обязательства по концессионным соглашениям, договорам государственно-частного партнерства (ГЧП) и международного частного права (МЧП), а также лизинговые платежи. Для территорий с особо тяжелой финансовой ситуацией, где доля федеральных трансфертов превышает 40% бюджета, предусмотрено еще более жесткое ограничение — не более 50% от собственных доходов.
Читайте по теме: Чукотка возглавила антирейтинг пьющих регионов России: Минздрав опубликовал тревожную статистику
Подготовленный Минфином проект детально описывает, каким образом власти на местах обязаны учитывать обязательства при формировании бюджета. В расчет будут включаться все платежи: капитальные гранты, плата концедента, расходы по лизингу и иные траты публичного партнера. Эти правила вступают в силу уже в этом году и будут распространяться на договоры, заключенные с января, охватывая при этом бюджетные циклы 2026–2027 гг.
Таким образом, регионы, особенно дотационные, получат жесткие ограничения при заключении новых соглашений, которые могут привести к дополнительным нагрузкам. По сути, речь идет о сдерживании практики передачи на будущие бюджеты условных обязательств, возникающих, например, при расторжении договоров или уходе инвесторов из проекта.
Контроль за дотационными регионами усиливается
Следует отметить, что тенденция к усилению централизованного контроля в этой сфере складывается давно. Еще в 2021 г. федеральные власти создали систему мониторинга реализации концессий и ГЧП на базе платформы «ГИС Управление». В 2023–2024 гг. Минфин расширил инструментарий, внедрив реестр обязательств органов власти. В него включаются как прямые расходы, так и условные обязательства, связанные с рисками штрафов, удорожанием или досрочным прекращением соглашений.
Новый этап контроля стал логическим продолжением инициативы августа, когда правительство обязало ВЭБ.РФ проводить верификацию проектов ГЧП стоимостью свыше 3 млрд рублей. Для дотационных регионов отрицательное заключение фактически ставит крест на реализации проекта, а для финансово устойчивых субъектов оно носит рекомендательный характер. Эта мера направлена на то, чтобы исключить рискованные и неэффективные инициативы еще на стадии планирования.
По мнению экспертов, предлагаемые Минфином правила позволят федеральному центру жестче контролировать долговую дисциплину регионов и снизить вероятность появления «скрытых» обязательств, превращающихся в долговую яму. Для регионов это означает необходимость более осторожного подхода к новым инвестиционным соглашениям и усиление взаимодействия с федеральными структурами. В перспективе такая централизация может замедлить темпы запуска инфраструктурных проектов, но одновременно позволит избежать системных кризисов на местах.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что бюджетный закон Трампа угрожает бизнес-интересам – Маск раскритиковал проект